Не просто джем

Лариса Погонина

Как поясняют в IBM, Innovation Jam - это Web 2.0 инструмент для бизнес-сотрудничества, новый подход к преобразованию организации. Своего рода глобальный форум, который проводят в IBM с 2001 г. Тема для Jam 2008 была сформулирована на основе CEO Study - серии личных интервью с 1100 директорами по развитию крупнейших мировых корпораций, многие из которых клиенты IBM. В течение трех дней 90 000 участников - сотрудники и клиенты IBM - регистрировались в системе Jam и участвовали в мозговом штурме, выбрав одно из четырех направлений: «Революционные преобразования и инновационные бизнес-модели», «Клиенты как партнеры», «Глобальная интеграция», «Рост бизнеса, не приносящий вреда окружающей среде». Из России в Jam участвовало 458 человек, 15 из них были партнерами и представителями экспертного и академического сообществ, остальные - сотрудники IBM.

Как это работает
«В основе Jam лежит механизм распознавания текста IBM Cobra, - поясняет ведущий специалист по технологиям и инновациям IBM в России и СНГ Анджей Аршавский, - своего рода фильтр, отделяющий наиболее важные по смыслу посты. Еще в качестве фильтров выступают модераторы - специалисты из IBM и других крупных компаний, приглашенных IBM. Модераторы следят за развитием темы и открывают новые топики. Результаты Jam поступают в экспертную комиссию и анализируются четыре недели. Выявляется несколько стратегических направлений развития, их применяют либо в IBM, либо формулируют в бизнес-идеи, продают и внедряют клиентам».

Мотив и резон

Участник Jam 2008 Кирилл Поздняков, заместитель гендиректора «ТБинформ», ГК ТНК-ВР, рассказывает, что зарегистрировался, чтобы посмотреть, каким способом IBM ищет идеи: «Технология новая и непонятная. Основная проблема - в отсутствии внятной системы мотивации участников процесса. Человек пишет свою идею, но непонятно, зачем он это делает. Я не заметил в Jam такого механизма, при котором на каждый заданный вопрос человек гарантированно получает ответ».

Аршавский подтверждает, что «напрямую людей никак не мотивируют участвовать, хотя, насколько я знаю, в офисе IBM за регистрацию в системе дают майку». «Вы можете выразить свою заинтересованность, создав пост с идеей, и окажется, что заинтересованы в этом не только вы, начнется обсуждение, выработаются решения, проблема будет решена», - объясняет он мотивацию.

«Но время Jam ограничено, и возникает проблема в разнице часовых поясов, - скептичен Поздняков. - На презентации системы был зарегистрирован вопрос о возможностях России в период экономического кризиса, ответа мы так и не дождались - большинство участников мозгового штурма находились на другом континенте и в тот момент спали. Во-вторых, сложен сам процесс перевода на другие языки. Живого обсуждения не получается. Также, - продолжает Поздняков, - недостатком Jam я считаю слишком большую роль модераторов. При мне родилась тема использования технологий тестирования, применяемых в Apple, но модератор, управляя обсуждением, увел ее в сторону. Так какое преимущество имеет Jam перед массой интернет-форумов, чем он лучше того же "Живого журнала"? Зайдите туда, отсортируйте самые обсуждаемые темы - и получите Jam. Единственное отличие - аудитория Jam более профессиональная. С другой стороны, в ЖЖ нет ограничения по месту работы в IBM».

Технология глобального мозгового штурма интересна, ее можно применять и в ТНК-ВР, говорит Поздняков, но для этого надо более четко прописать сам процесс, чтобы были ответы на вопросы, зачем это нужно участникам и чего мы хотим в результате.

«Jam полезен не столько для поиска идей, но как площадка для внедрения инноваций в компании, - считает управляющий партнер компании AXES Management Алексей Ересковский. - Думаю, искусная модерация позволяет достигать этих целей».

По мнению Дмитрия Тарасова, директора управления стратегического планирования Сбербанка РФ, участвовавшего в проекте, Jam, несомненно, представляет интерес с точки зрения стратегического планирования. Но внедрять у себя в банке такую систему Тарасов не готов: «Для нас важны инновационные идеи, но актуальнее операционность, т. е. выполнение текущей работы».

От результатов Jam 2008 в IBM ждут ключевых идей для дальнейшего развития, сотрудничества с заинтересованными клиентами, а также рекомендаций, которые будут адаптированы к применению внутри компании. Быстрой прибыли от таких мероприятий, как Jam, ждать нельзя, говорят в IBM.

«Возможно, одна из целей Jam, которую IBM не раскрывает, - получить оценку некоторых новых проектов рынком, - продолжает Поздняков. - IBM спускает в Jam идеи и проверяет, как клиенты и рынок примут их».

Цена инноваций

Раскрыть стоимость прошедшего Jam в IBM отказываются. По словам представителя Microsoft Ольги Мигачевой, оценить затраты на организацию такого проекта сложно: «Мы не владеем информацией о составе Jam, но создание веб-сайта для подобных коммуникаций не требует больших затрат. Подобные проекты успешно ведут и другие компании, в том числе и на рынке IТ. Затраты на них сравнительно невелики, поскольку люди принимают в них участие добровольно, и технологии, с помощью которых проводятся мероприятия, общедоступны. В данном вопросе главным является интеллектуальный ресурс». Именно он, по мнению Мигачевой, может намного увеличить стоимость проекта.

По оценкам Позднякова, интернет-форум такого уровня может стоить от $155 000 до 300 000. «Но Jam, который мы сейчас обсуждаем, мог стоить гораздо дороже, - отмечает он. - В нем может участвовать консультант из Лос-Анджелеса, стоимость работы которого $200 000 в день, что принципиально расширяет бюджет. Словом, дорого стоит участие тех, кто подготовил темы, модераторов и тех, кто будет делать отчеты. Таким образом, Jam мог стоить и $1 млрд, хотя для IBM это не много».


 


Страница сайта http://www.silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=8862