Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Николас Карр: человек со стороны знает лучше

Николас Карр, автор ставшей почему-то чуть ли не скандальной статьи «IT Does Not Matter», в личном общении вовсе не выглядит ни хитрым провокатором, ни каким-нибудь "фанки-гуру" или мастером эпатажа. Он флегматичен, задумчив и даже немного угрюм. Типичный ученый-публицист, какие, наверное, часто встречаются в коридорах редакции журнала Harvard Business Review, где он когда-то был ответственным редактором. Сегодня его график плотно заполнен выступлениями на многочисленных IT-конференциях по всему миру и чтением лекций в западных университетах, его статьи регулярно появляются в американской периодике, а блог привлекает многих неравнодушных к судьбам информационных технологий. В начале октября 2005 года он впервые посетил Москву, чтобы выступить на Russian CIO Summit. E-xecutive попросил Николаса поделиться не только соображениями футурологического характера, но и оценкой реакции на свою книгу в IT-сообществе.

Книга «Does IT matter?» и IT-сообщество

IT-сообщество восприняло мои публикации по-разному: многие считали их скорее провокацией, нежели конструктивными рекомендациями. И это нормально: перед тем, как дать кому-то рекомендацию, надо его «разбудить», спровоцировать на спор. На момент выхода моей статьи бытовало мнение, которое поддерживали сами IT-специалисты: что информационные технологии являются решающим звеном в общей стратегии компаний, главным стратегическим ресурсом любого предприятия, средством оптимизации производства, методом выиграть в конкурентной борьбе и так далее. Соответственно, по их мнению, нужно было щедро инвестировать в технологические инновации. Конечно же, мои соображения о том, что IT - это только одна из статей производственных затрат, и больше ничего, пошли вразрез с общим мнением. Естественно, что первая реакция на это была негативной, как на провокацию. Моя книга раздражала, потому что влияла на их маркетинговую стратегию, на уровень продаж. Впрочем, и без моей книги менеджеры были тогда весьма «взвинчены»: все они уже находились под давлением топ-руководства и акционеров, которые требовали сократить расходы на IT, потому что ряд инвестиций в эту сферу к тому времени оказался невыгодным и не принес ожидаемых прибылей.

Кстати, некоторое время спустя в разговорах со многими IT-специалистами и менеджерами я заметил, что в их восприятии моей книги произошел определенный сдвиг. Негативные эмоции улеглись и люди озаботились практическими вопросами: как эффективнее использовать IT-технологии именно в качестве инструмента для работы бизнеса, как достичь большего, сокращая расходы.

Do you speak IT?

Думаю, что в итоге моя книга, безусловно, имела положительный эффект, особенно для корпоративной сферы IT, поскольку она позволила найти общий язык тем, кто годами этого не мог сделать - техническим специалистам и руководству компаний. Они нашли точки соприкосновения: если раньше технические специалисты занимались только технологиями, не вникали в подробности бизнеса и в суть стратегии своих компаний, то теперь, зная о том, какую роль играют IT на самом деле, специалисты смогли говорить на равных с руководителями предприятий. Те, кто пытался следовать рекомендациям, которые есть в книге, смогли найти способы более эффективно использовать технологии. Обе стороны смогли четче определить роль IT в развитии бизнеса и конкурентной борьбе, в позиционировании своей компании в индустрии. Кстати, мне рассказывали, что в некоторых компаниях даже устраивали специальные обсуждения, посвященные книге.

Ответ на обвинения вроде «Он не IT-специалист, а всего лишь журналист»

Может быть, это звучит нескромно, но самые интересные и объективные исследования о любой индустрии обычно пишут люди со стороны. Такие авторы непредвзяты и объективны. Если вы возьмете большинство работ об индустрии IT, написанные консультантами или разработчиками IT, то увидите, что они придерживаются взгляда на IT как на уникальный стратегический ресурс. Я считаю, что это однобокий подход, и своим преимуществом считаю личную неангажированность - она позволила мне взглянуть на IT-индустрию объективно.

Развивающиеся рынки: IT still matters

На развивающихся рынках стратегическое значение IT пока гораздо выше, чем на зрелых рынках. IT еще не стали там частью развитой общедоступной инфраструктуры. Соответственно, на таких рынках все еще существует необходимость внедрения новых технологий для конкурентной борьбы и оптимизации производства. Инвестиции в эту отрасль в экономиках развивающихся стран будут расти, но руководство компаний и их IT-менеджеры должны понимать, что когда их бизнес, их отрасли и экономика в целом достигнут зрелости, то они неизбежно повторят путь развитых рынков: стратегическое значение технологий уменьшится, и акцент с них будет смещен. Кроме того, многое будет зависеть от местных особенностей - всегда надо иметь в виду общий уровень технологизации в вашей индустрии и стране.

Об изменениях на рынке с возрастающей ролью IT-аутсорсинга

Несмотря на то, что на рынке ПО пока сохраняется разделение между производством готовых и кастомизированных продуктов, общая тенденция сводится к тому, что доля рынка универсальных продуктов вырастет. Сегодня есть возможность усовершенствовать продукты настолько, чтобы сделать их максимально применимыми во всех отраслях. И это стоит делать. Таковы практически все продукты, которые продаются «с полки»: среди них, например, продукты SAP. Я думаю, что настраивать индивидуальные продукты под заказчика имеет смысл только в тех случаях, когда это совершенно необходимо, если это прямое требование индустрии, в которой работает заказчик.

Раньше постоянно приходилось подстраивать продукт под требования конкретного предприятия, но сейчас компании, которые сосредоточены на производстве индивидуального программного обеспечения, рискуют потратить слишком много ресурсов и времени на поддержку и постоянное обновление всех этих продуктов. Это невыгодно и нецелесообразно. Поэтому максимальное внимание все-таки должно уделяться универсальным продуктам.

В будущем будут производиться универсальные программные продукты, основанные на открытых стандартах. Сугубо кастомизированные системы, настроенные под индивидуальные нужды департаментов и компаний, будут терять свое значение и практический смысл, поэтому такие компании, как Microsoft, которые стремятся привязать к себе клиентов тем, что продают им индивидуальный, настроенный под них пакет продуктов, рискуют в будущем потерять свой рынок. Им рано или поздно придется отказаться от такой стратегии в пользу общих стандартов, и это начинает происходить уже сегодня. Безусловно, лицо индустрии изменится, и в первую очередь изменится вся стратегия поставщиков.

Корпоративные IT-управленцы в новой действительности

Роль CIO и IT-департаментов в компаниях будет уменьшаться по мере того, как технологии будут все больше становиться частью общей инфраструктуры и IT-функция будет передаваться внешним специализированным компаниям. Но в то же время бизнес всегда будет испытывать необходимость в специалистах, которые объединяют знание технологий и знание бизнеса, и как раз нынешние IT-управленцы очень хорошо подходят на эту роль. Одним словом, CIO не исчезнут как класс, просто их значение упадет вместе со значением технологий.

В долговременной перспективе, возможно, IT-директора в крупных компаниях станут играть более стратегическую роль, нежели их коллеги в компаниях средней и мелкой величины. Но пока мы видим, что специалистам, работающим на небольших предприятиях, наоборот, предоставлено даже больше шансов для развития, чем IT-директорам в больших корпорациях. Причем именно потому, что их компании отстают по технологическим параметрам и им приходится много заниматься наладкой технологий в соответствии со стандартами, уже существующими в крупных компаниях. Так что перед ними и их подразделениями - огромное поле деятельности, и в ближайшее время их значение не упадет. Тем более что стоимость установки и обслуживания IT снижается. Сейчас специалисты небольших и средних компаний способны наладить и установить то, что раньше было просто недоступно из-за дороговизны. Но, опять-таки, рано или поздно с уменьшением роли технологий ИТ-департаменты просто вольются в общую инфраструктуру. Но это произойдет нескоро.

Ссылки по теме:


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 01.07.2008  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100