«Я не очень хорошо умею продавать компьютеры»

Стив Стеклоу, Джеймс Бендлер

Профессор Негропонте обещал обеспечить 150 млн детей из бедных стран ноутбуками по цене $100. Чем обернулась эта затея?

В 2005 г. Николас Негропонте представил общественности идею устранения цифрового неравенства между отдельными странами. Идея была проста: нужно сделать ноутбук ценой всего в $100 и в течение четырех лет оснастить такими компьютерами 150 млн школьников из самых малоимущих семей в развивающихся странах.

Руководители государств и корпоративные лидеры поддержали некоммерческий проект под названием «По одному ноутбуку на каждого ребенка» (OLPC). Негропонте, отставной профессор Массачусетсского технологического института (МТИ), объездил самые разные уголки света, договариваясь с руководителями развивающихся стран о массовых поставках портативных компьютеров.

Однако в 2005 г. компьютеры в рамках этого проекта достались лишь 2000 учащихся. На сегодня единственным полноценным правительственным контрактом в проекте является договор с Уругваем на поставку 100 000 ПК. Правда, Негропонте утверждает, что уже близок к подписанию аналогичный договор с Перу на 250 000 ПК. Производство осуществляется в Китае - там готовятся выпустить 300 000 ПК, причем из этого числа несколько десятков тысяч должны пойти потребителям в США. Поставленная Негропонте цель - обеспечить 150 млн пользователей компьютерами к концу 2008 г. - выглядит недостижимой.

Отчасти неудача проекта OLPC обусловлена его масштабом. Коммерческие компании, обеспокоенные перспективой появления компьютеров за $100, срочно начали разрабатывать собственные сверхдешевые модели, и Негропонте неожиданно пришлось конкурировать с такими мощными брендами, как Intel и Microsoft.

В определенном смысле идея Негропонте начинает реализовываться. Бедные страны действительно приобретают для школьников дешевые компьютеры, хотя и не в таком количестве, как рассчитывал профессор. При этом им есть из чего выбирать, так что в конце концов проект «По одному ноутбуку на каждого ребенка» может затеряться среди множества других инициатив такого рода. «Я не слишком хорошо умею продавать компьютеры, - признает 63-летний Негропонте. - Мой конек - продавать идеи. Но если к концу будущего года 30 млн детей получат дешевые ноутбуки, сделанные нашими конкурентами, это все равно будет огромная удача. Ведь моя цель - не сделать бизнес на компьютерах, а поддержать образование».

Негропонте - специалист по теории вычислительных машин и систем, у него богатый опыт инвестиций в высокие технологии. Он является одним из основателей мультимедийной лаборатории при МТИ, а также членом совета директоров корпорации Motorola. Не так давно News Corp., купившая Dow Jones, пригласила Негропонте в комитет по сохранению редакционной команды этой компании, владеющей газетой The Wall Street Journal. Брат Николаса Негропонте Джон - заместитель госсекретаря США.

Желая сделать вычислительную технику для бедных детей дешевле, Негропонте и его соратники решили отказаться в OLPC от использования процессоров Intel и операционной системы Windows. Все программное обеспечение в предлагаемых компьютерах должно быть открытым и бесплатным.

В ответ корпорация Intel в прошлом году выпустила и начала очень агрессивно продвигать собственный ноутбук Classmate стоимостью $230-300. Отметим, что обычно Intel не продает компьютеры сама, а данный проект не приносит ей прибыли. Задача Intel в этом случае - опередить на развивающихся рынках главного соперника, AMD.

В целом инициаторы OLPC планировали уже в 2007 г. закупить 2,5 млн ПК, однако участник проекта Quanta Computer выпустил за год лишь 300 000 штук. В 2008 г. Негропонте хотел бы получать по 1 млн компьютеров в месяц, однако достижение этой цели также под вопросом. А компьютеры OLPC теперь предлагаются детям и в более богатых странах, в том числе в США.

 


Страница сайта http://www.silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=7752