Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Направление ИТ является очень перспективным на венчурном рынке

Алексей Коробов, генеральный директор Российской венчурной компании: «Направление ИТ является очень перспективным на венчурном рынке».

За первые несколько месяцев своей работы Российская венчурная компания (РВК) сумела создать три венчурных фонда с долей государства в размере порядка 4 млрд руб. Однако рынок хай-тека, на который власти делают ставку, заработает в России не скоро. РВК столк­нулась с рядом системных проблем, от решения которых зависит будущее страны как мирового инновационного лидера. О том, какие меры необходимо принять государству в ближайшее время, корреспонденту РБК daily Людмиле Новиковой рассказал глава РВК Алексей Коробов.

- Как вы оцениваете первые результаты РВК?

- Весной этого года мы провели первый конкурсный отбор среди управляющих компаний, претендующих на управление венчурными фондами с участием средств РВК. В нем приняли участие 13 управляющих компаний, но победителями стали только три. В совокупности они получают в доверительное управление 3 млрд 949 млн 890 тыс. руб. «ВТБ - Фонд венчурный» под управлением команды венчурных специалистов из ЗАО «ВТБ Управление активами» с общим объемом 3,061 млрд руб. начало свою инве­стиционную деятельность в конце сентября. К ноябрю должен быть сформирован венчурный фонд управляющей компании «Финанс Траст» в 2 млрд руб. Еще раньше мы ожидаем создания фонда под управлением ООО «Биопроцесс Кэпитал Партнерс» с активом в 3 млрд руб.

Считаю, что каждый из этих проектов имеет очень высокий потенциал, чтобы стать успешным. Но подводить уже сейчас итоги их деятельности преждевременно. Сначала надо дождаться, когда они начнут совершать первые сделки. Мировой опыт говорит, что на это в среднем требуется порядка двух лет. Только зная, в какие компании фонды вкладываются, какой технологический продукт собираются производить, можно давать какие-то более определенные оценки их работе и эффективности.

- Скажите, есть ли реальные проекты, которые нуждаются в государственном финансировании?

- Это самый больной вопрос на сегодняшний день. Дело в том, что в России существует разрыв в технологической цепочке между разработками и тем корпоративным продуктом на этапе стартапа, который интересен венчурным фондам. Существует много идей, много научных наработок, но почти все они не прошли так называемую посевную стадию. Другими словами, в России еще не сформирован рынок компаний посевной стадии, которые являются объектами для инвестиций венчурных фондов. Поэтому сейчас крайне важно поддержать начинающие, посевные компании и таким образом сократить этот разрыв.

- Так, может быть, государство поторопилось с созданием фонда фондов? А начинать надо было с посевных компаний?

- Если бы мы изначально сделали ставку на предпосевную или посевную стадию, то рисковали бы тем, что могли не найти покупателя на этот продукт: на рынке почти не было венчурных денег, не было интереса инвесторов. И получили бы тот же самый разрыв технологической цепочки, только со стороны венчурных денег. Фонд фондов призван доказать, что в России есть спрос на высокотехнологичный продукт. Уверен, что оба процесса должны идти параллельно. И без государственно-частной поддержки здесь не обойтись. Во всем мире финансирование посевной стадии проходит при господдержке и участии некрупного частного капитала бизнес-ангелов.

Я бы хотел видеть в этом процессе РВК, потому что мы сейчас быстрее всего получаем реакцию рынка. РВК может стать тем интегратором рынка, который видит всю технологическую цепочку, связующим звеном между посевными компаниями и венчурными фондами, которые создаются в том числе с нашим участием. Мы могли бы активно поддерживать компании на предпосевной и посевной стадиях, ориентируясь на потребности формируемого венчурного рынка. При этом мы можем привлечь к работе по отбору проектов специалистов венчурных компаний, тем самым получится быстро замкнуть технологическую цепочку.

Идут споры о том, что классические венчурные фонды не финансируют посевные стадии. Вместе с тем мы видим реакцию рынка на существующую проблему: она во многом связана с отсутствием финансового ресурса. Сейчас из-за невысокой доходно­сти финансирования посевной стадии ча­стный капитал не готов активно участвовать в этом процессе. Как выход - создание государственно-частного партнерства для финансирования этой стадии. На мой взгляд, чем меньше в процессе задействовано разных структур с участием государ­ственного капитала, тем быстрее мы сумеем достичь результата, не распыляя имеющиеся финансовые средства. Это не тот случай, когда должно быть много разных игроков на поле. Здесь важно, чтобы у процесса был один ответственный и квалифицированный координатор.

- Венчурный бизнес - новое направление в нашей стране. Хватает ли профессиональных кадров?

- Дефицит менеджеров, которые могли начать инновационный бизнес с нуля, - это вторая острейшая проблема. Объясняется это просто: до настоящего времени этот вид деятельности практически отсутствовал в стране, и международная венчурная индустрия развивалась с минимальным участием представителей России. Сейчас государство должно задуматься над разработкой образовательных программ по подготовке команд для инновационных компаний, венчурных специалистов и управляющих, безусловно, включая изучение лучшей мировой практики. Иначе создаваемый сейчас с участием РВК механизм инновационной экономики не заработает. Ведь в этом бизнесе две составляющие - венчурный капитал и специалисты.

Когда РВК проводила конкурсный отбор, совет директоров прежде всего обращал внимание на команду управленцев, которых привлекает компания-заявитель. Во многом соотношение «тринадцать заявок - три победителя» явилось результатом оценки команд венчурных специалистов. При формировании венчурного фонда с участием РВК одно из условий - выкуп венчурными специалистами до 1% паев этого фонда. Это делается для того, чтобы, с одной стороны, заинтересовать их финансово, с другой - получить максимальный эффект от их личного участия и привязать этих специалистов к фонду.

- Государство выделяет средства фондам вперед. В большинстве развитых стран деньги выделяются под конкретные проекты. Нет ли опасения, что компании не смогут эффективно освоить средства?

- Общепринятая мировая практика предполагает, что инвесторы фонда подписывают соглашение, обязывающее выделять необходимые суммы по мере совершения фондом инвестиционных сделок, так называемый коммитмент. Инвестор нашим законодательством поставлен в другую ситуацию: он должен перечислить все деньги сразу в фонд еще на этапе его формирования. От момента перевода денег до момента первой сделки может пройти полгода и более. По нашим правилам деньги должны либо находиться на депозитах в банках, либо тратиться только на приобретение инновационных компаний. Но такое ограничение ведет к потере доходности на этапе первых лет существования венчурного фонда.

Поэтому сейчас по инициативе Минэкономразвития, ФСФР и Минфина ведется работа по совершенствованию законодательства. Проект федерального закона о внесении изменений в 156-й федеральный закон «Об инвестиционных фондах» уже прошел второе чтение в Думе. Законопроектом вводятся понятие «квалифицированных инвесторов», принцип «коммитмента» - заполнение фонда деньгами по мере готовности компаний для инвестирования, инвесторы получают дополнительные права через участие в инвестиционных комитетах фондов, а механизмы деятельности венчурных фондов значительно приближаются к стандартам и обычаям международной деловой практики.

Второй конкурсный отбор мы бы хотели объявить уже по новым правилам, но на это нужна воля законодателей.

- Какие принципиальные изменения ожидают следующих участников конкурса?

- Основные требования остались преж­ними, они заложены в «Инвестиционной политике Российской венчурной компании». Документ открыт, опубликован на нашем сайте и доступен всем желающим. Естественно, что для второго конкурсного отбора мы попытались сделать конкурсную документацию более информационноемкой для совета директоров и экспертов, чтобы квалифицированно принять решение в отношении того или иного претендента. Во-первых, заявители должны будут подробно описать стратегию инвестирования создаваемых ими фондов. Во-вторых, претенденты должны будут предоставить досье на всех своих специалистов по венчурному инвестированию, историю проведенных сделок и их параметры и успехи. Но самое важное то, что теперь конкурсная комиссия будет учитывать наличие как минимум двух готовых к венчурным инвестициям инновационных компаний, двух компаний, находящихся на стадии тщательной проверки, и еще двух перспективных. Это делается в общих интересах, чтобы не морозить деньги.

- Когда будет объявлен второй конкурсный отбор?

- Второй конкурсный отбор мы сможем объявить после того, как будет проведена докапитализация РВК. Министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина сообщила, что это произойдет до конца текущего года. Кроме того, со следующего года планируется выделить дополнительные денежные средства, за счет которых будут расширены функции РВК, в том числе, как мы рассчитываем, в части поддержки инновационных компаний посевной стадии.

- Председатель правительства Виктор Зубков поручил МЭРТ ускорить регистрацию фонда информационно-коммуникационных технологий, идеологом которого выступает глава Мининформсвязи Леонид Рейман. Как вы относитесь к тому, что государство создает два конкурирующих между собой института?

- Мировая практика говорит о том, что национальный венчурный рынок можно считать состоявшимся, если масса денежных средств на этом рынке достигнет 0,4% от ВВП. По текущему подсчету, для России эта сумма равна порядка 120 млрд руб. Те денежные средства, которые мы планируем разместить, не создадут конкуренцию другому государственному фонду. Фонд, который создает Мининформсвязи, направлен на развитие отрасли информационно-коммуникационных технологий. Мы же готовы инвестировать в более широком пространстве, не огранивая наши фонды какой-то одной отраслью. Кроме того, международные эксперты считают, что наиболее успешными являются фонды широкой технологической направленности. Хотя, с другой стороны, направление ИТ является очень перспективным на венчурном рынке. Думаю, что мы не будем конкурировать и сможем наладить конструктивную работу.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 02.11.2007  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100