Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Анна Дворникова, Евгений Зайцев: Россия сейчас - именно на той стадии, где находилась Индия 20-30 лет назад

Иван Стерлигов

СПРАВКА: Анна Дворникова - Master of Laws, член совета директоров АмБАР, Евгений Зайцев - к.м.н., MBA, президент АмБАР, управляющий партнер Asset Management.

Как оценивают русские хай-тек-профессионалы в Америке состояние российской научно-технической сферы? Как оно изменилось за последние годы? Какие направления являются конкурентоспособными на мировом рынке, какие российские хай-тек-компании наиболее известны на Западе?

Россия традиционно славится своими научно-техническими разработками.  Ситуация не изменилась и сейчас: российские научно-технические кадры - одни из самых высококвалифицированных в мире. Например, российские химики являются привлекательными сотрудниками для фармацевтических компаний не только в России, но и в США, а российским программистам повсюду достаются самые неразрешимые задачи. Однако индустрия и инфраструктура коммерциализации российских разработок все еще находится в зачаточном состоянии. Есть ощущение (особенно оно сильно у русских, живущих в США) того, что Россия хороша для аутсорсинга, но все талантливые люди уезжают, мало что осталось в самой стране. Веры нет. И действительно, главная проблема в том, что российские исследователи и разработчики не имеют доступа к глобальному рынку и мало ориентируются в его тенденциях.

В этом же причина того, что российские хай-тек компании практически не известны на Западе: большинство из них ориентированы на локальный рынок и не представляют интереса для американских инвесторов и корпоративных партнеров. Наибольшую известность получают компании, которые вывели свой бизнес на международный рынок (A4Vision), или компании, основанные в США выходцами из бывшего СССР (Google, PayPal, Genesуs, Parametric Technologу).

Одна из целей Американской бизнес-ассоциации российских профессионалов - изменить эту ситуацию. Мы стремимся свести вместе российских технолонических предпринимателей с американскими инвесторами и международными корпорациями, ведущими бизнес в области высоких технологий.  Ситуация, несомненно, меняется в лучшую сторону. В ноябре 2006 г. АмБАР провел уже вторую по счету инвестиционную конференцию «Открытые двери в Силиконовую долину».  Качество представляемых российских проектов, ориентация бизнеса на глобальный ранок и профессионализм предпринимателей заметно выросли даже по сравнению с прошлым годом.

Есть ли у России какие-то преимущества в построении инновационной экономики по сравнению с другими странами (напр., Китаем и Индией)? Можно ли говорить, что научная подготовка русских специалистов по-прежнему выше?

Главное преимущество Индии и Китая в том, что они раньше оказались на этом рынке (их соотечественники намного раньше уехали в Америку, пробились и занимают руководящие должности практически во всех технологических компаниях Силиконовой долины, и, соответственно, если нужна «помощь», обращаются к своим контактам «дома»). И у индийских, и китайских предпринимателей значительно облегчен доступ к капиталу, в том числе рисковому, в силу того, что институциональные инвесторы не боятся инвестировать в этих странах.  Россия сейчас находится именно там, где находилась Индия 20 или 30 лет назад. Трудно проводить сравнительный анализ подготовки специалистов в разных странах - разработчики с разным набором навыков решают разные задачи в сложном процессе вывода продукта на рынок. Однако обнадеживает тот факт, что в международном корпоративном мире российским специалистам традиционно отдаются самые комплексные и сложные задачи. 

На каком уровне находится менеджмент российских высокотехнологичных предприятий? Могут ли такими компаниями эффективно управлять выходцы из научно-технической среды, или же по достижении определенного уровня развития необходимо привлечение сторонних менеджеров?

Многолетний опыт коммерциализации науки в Силиконовой долине говорит о том, что этим процессом должны заниматься профессионалы. Причем под словом «профессионал» мы понимаем гораздо больше, чем «профессиональный менеджер», так как профессиоанльный менеджер, ничего не понимающий в технологии, не может руководить стартапом, разрабатывающим наукоемкий продукт. В Силиконовой долине выросло сообщество руководителей, которых называют серийными предпринимателями. Такие люди имеют как минимум высшее образование в той области науки и техники, в которой они ведут бизнес. У многих помимо этого - два года бизнес-школы.  Как правило, это люди, которые в прошлом уже вырастили успешную технологическую компанию. Они всегда находятся в поиске новых возможностей для бизнеса и, когда находят новою идею и интересную команду разработчиков, принимают на себя эту компанию, помогают команде вывести продукт на рынок и в конечном итоге продать компанию.  Подобные профессионалы не появляются из ниоткуда - прослойку серийных предпринимателей в России еще предстоит вырастить.

Как хай-тек-компаниям из РФ лучше выходить на мировой рынок - пытаться пробиться самим или же продавать бизнес, лицензии и патенты иностранным инвесторам?

На этот вопрос нет однозначного ответа точно так же, как и для компаний из Силиконовой долины. Если у компании есть ресурсы, достаточные для строительства бизнеса на глобальном уровне, - это прекрасно, так как это принесет наибольший прирост стоимости компании для учредителей и разработчиков.  Подобный сценарий, однако, подразумевает серъезное вливание венчурного капитала, так как разработка продукта и его маркетинг на глобальном рынке - процесс, требующий значительных затрат.

Если у компании недостаточно собственных ресурсов и нет доступа к венчурному капиталу, ей ничего не остается, как положиться на ресурсы крупного корпоративного партнера.  Подобные корпоративные сделки могут подразумевать разный уровень вовлеченности корпоративного партнера, в зависимости от потребностей предпринимателя: от эксклюзивной лицензии до договора о совместных разработках или совместном маркетинге продукта.

Какие русские компании и разработки интересны американским инвесторам? Как этих инвесторов эффективней привлекать?

У технологий нет национальности: русские компании могут быть привлекательны по тому же набору критериев, что и американские. Это, как правило, новизна технологии и  защищаемость интеллектуальной собственности, большой рынок (более полумиллиарда долларов США). Еще очень важно, чтобы технология или разрабатываемый продукт были направлены на решение какой-либо серьезной проблемы (в бизнесе, науке, медицине, быту) и предлагаемое решение превосходило все существующие продукты по своим качествам. Для американских венчурных капиталистов также важно, чтобы компания и интеллектуальная собственность находились в США. Это обычная практика в условиях сегодняшней глобализации бизнеса высоких технологий: основатели компании находятся в одной стране, компания финансируется и развивается в другой, а продукт продается на глобальном рынке. Чтобы привлечь внимание инвесторов, компания должна соответствовать целому набору критериев. Самое сложное - это, пожалуй, попасть к инвестору «на прием» - очень важно, чтобы компания была должным образом представлена инвестору (его партнерами, коллегами по бизнесу, т.е. кем-то, кому он доверяет). В этом плане конференция, которую мы организуем, предоставляет уникальную возможность предпринимателям представить свои идеи ведущим венчурными фондами.

Что касается направлений и стадий развития компаний, то профессиональные инвесторы, как правило, высоко специализированы по обоим параметрам: одни венчурные фонды инвестируют только в информационные технологии, в то время как другие - только в биотехнологии; одни фонды предпочитают проекты в самых ранних стадиях, другие - в более зрелые и менее рискованные компании.

Возможно ли возвращение части научно-технической диаспоры назад в Россию? При каких условиях? Какие ценные знания и опыт могут привнести вернувшиеся из-за границы менеджеры, исследователи и программисты?

Единственная мера, которая поможет вернуть научно-технические кадры в Россию - это мера рыночная.  Когда станет выгодно и интересно работать в России, и одновременно риски, связанные с ведением бизнеса в России, упадут ниже предела, который удерживает многих за рубежом, тогда Россию начнут рассматривать серьезно. Подобный процесс пока идет очень медленно: так, например, основатели АмБАРа сейчас работают в Москве (Сергей Бурков руководит центром разработок компании Google; Олег Кужиков является управляющим директором фонда Troika Capital Partners). Что касается знаний и опыта, то, несомненно, он есть: русские за границей знают рынок, психологию иностранных инвесторов, покупателей, клиентов, у них есть контакты, также они имеют опыт управления и презентации продукта клиенту, чего сегодня так не хватает предпринимателям в России.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 03.08.2007  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100