Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Программное обеспечение
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Графика и изображения

30 лет назад

Татьяна Вукс

История дизайна - тема не только интересная, но и достаточно важная как для опытных, продвинутых разработчиков, так и для начинающих дизайнеров. Обращаясь к истории, мы можем найти большое количество любопытных фактов и полезной, иногда актуальной информации. Возможно, время от времени мы будем возвращаться к давним событиям, периодам и личностям, которые, собственно, и сформировали тот мир, частью которого и является дизайн для web, экранный дизайн.

Дизайнеры во все времена сталкивались со сходными проблемами - как исполнить добротный, удобный в пользовании, долговечный продукт, которым захотят пользоваться его реальные и потенциальные потребители.

Теория дизайна - это система накопленного веками опыта по "улучшению" окружающего нас мира - от кухонных приборов до космических кораблей, от концептуальных разработок до поточного производства. Опыт сей основывается на некотором количестве исполненных отдельными личностями разработок, одобренных и принятых в пользование массовым потребителем. Вы же догадываетесь, что чашка имеет ручечку сбоку, кастрюля с обоих боков, а чайник для газовой комфорки - сверху, и это все не просто так, это кто-то придумал, претворил в жизнь, и такое решение оказалось УДОБНЫМ для большинства пользователей конкретно этих приборов (т.е. практически всего земного шара)!

Однако интуитивное принятие опыта допустимо для потребителя, но не для разработчика. Дизайнеру, как правило, требуется большее количество упорядоченной информации, и если вам интересна тема истории дизайна, поднятая в прошлом материале - История дизайна. От Сократа до Баухауза, то, пожалуй, имеет смысл продолжить обзор наиболее выдающихся личностей, школ и организаций.

Кстати, о личностях. В этом году исполнилось 70 лет одному из самых известных дизайнерских журналов - шведскому журналу "Form", который был рожден из издаваемого в 1905-1931 гг. журнала "Cvenska Clojdforeninges, tidskvift" (еще раньше - в 1884-19904 гг. этот журнал выходил под названием "Meddelanden fran Cvenska Clojdforeningen"). Журнал издавался основанным в 1845 году "Союзом друзей кустарных ремесел Швеции", основателем которого был Нильс Монссон Мандельгрен, выдающийся и разносторонний шведский ученый, инженер, искусствовед, исследователь древней шведской культуры, археолог и общественный деятель. Шведский союз называют "старейшей в мире дизайнерской организацией"!

Тридцать лет назад этот самый журнал "Form" опубликовал краткие выдержки из книги Папанека [известный американский дизайнер] "Среда и миллионы" под названием "Дизайн - обслуживание или самообслуживание?". Рассматривались вопросы, связанные с пятью мифами большинства дизайнеров -
миф о массовом производстве
миф об устаревании изделий
миф о "пожеланиях" публики
миф о бессилии дизайнера и
миф о том, что "качество не должно означать чего-то большего"

Кстати, помимо всего прочего, больше тридцати лет назад Папанек указывал на то, что к областям, настоятельно нуждающимся в дизайне, следует отнести (перечислим немного):
Дизайн для неразвитых, отсталых и заново организующихся стран
Дизайн материала для воспитания, отсталых, калек и дискриминируемых
Дизайн для экспериментальных исследований
Дизайн для революционных идей...

...Так вот... на сегодняшний день мы приходим к тому, что идеи 30-летней давности продолжают оставаться актуальными для сегодняшних разработчиков, вне зависимости от того, в какой области работает дизайнер. Тридцать три года назад один из старейших и известнейших американских дизайнеров Чарльз Имз дал весьма интересное и актуальное для сегодняшнего дизайна интервью представителю Лувра [парижского музея декоративного исскуства]. Давайте-ка ознакомимся сегодня с тезисами мЭтра о дизайне - думаю, интересно будет всем:

- Является ли дизайн выражением искусства (одной из "форм искусства")?
- Дизайн - выражение замысла. Впоследствии (при соответственно высоком уровне) он может оцениваться как искусство.
- Является ли дизайн искусством для промышленных изделий?
- Нет. Но дизайн может являться решением некоторых промышленных проблем.
- Каковы пределы дизайна?
- Такие же, как пределы проблем.
- Является ли дизайн дисциплиной, связанной только с определенной частью среды?
- Нет.
- Является ли он методом общего выражения?
- Нет, дизайн - метод действия.
- Существует ли этика дизайна?
- В дизайне всегда имеются обязательные нормы, обычно включающие этику.
- Должен ли дизайн отвечать идее пользы?
- Да, хотя польза может быть трудноуловима.
- Может ли дизайн сосредоточиться на производстве предметов, предназначенных только для удовольствия?
- Кто может утверждать, что удовольствие бесполезно?
- Надо ли определять форму на основании анализа функции?
- В этом случае имеется большой риск: анализ может быть неполным.
- Может ли вычислительная машина заменить дизайнера?
- Возможно - в некоторых особых случаях, но обычно вычислительная машина является помощником дизайнера.
- Является ли дизайн элементом промышленной политики?
- Конечно. Как и в других аспектах качества продукции, хотя и трудно уловимых. По-видимому, что-то может быть элементом политики.
- Должен ли дизайн заботиться о снижении себестоимости?
- Изделие часто становится полезнее при снижении себе стоимости без ухудшения качества.
- Должно ли дизайнерское творчество подлежать нормированию?
- Дизайн в большой степени зависит от норм.
- Каких норм?
- Суммы всех требований. Вот некоторые из важнейших для решения проблемы дизайна: способность дизайнера признать возможно большую часть требований, готовность и энтузиазм в работе соответственно эти требованиям, требованиям цен, размеров, равновесия поверхности, времени и т.д. Каждая проблема имеет свой перечень.
- Должен ли дизайн нормироваться юридически?
- Разве у дизайнера и без этого недостаточно норм?
- Имеются ли направления и школы в дизайне?
- Да, но это скорее следствие человеческой неустойчивости, чем идеал.
- Каково отношение дизайна к области современного стиля?
- Стильные вещи обычно создаются дизайнерами с мысленным учетом специфических требований стиля.
- Эфемерен ли (скоропреходящ) дизайн?
- Некоторые требования эфемерны. В большинстве дизайнерские произведения недолговечны.
- Надо ли стремиться в области дизайна к недолговечности или к постоянству, долговечности?
- Потребности и дизайн более универсального качества будут стремиться к долговечности.
- На кого должен ориентироваться дизайнер: на большинство (массы)? Специалистов или просвещенных любителей? На привилегированный социальный класс?
- На необходимость.
- Были ли вынуждены идти на компромиссы?
- Нет, но я добровольно соглашался с требованиями.
- Каково, по вашему мнению, первейшее условие для практики и пропаганды дизайна?
- Признание необходимости.
- Каково будущее дизайна?
Однако на последний вопрос Ч. Имз не ответил.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 23.06.2006  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100