Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Аутсорсинг - что за зверь такой?

За последние десять-пятнадцать лет в русском языке появилось огромное количество иностранных слов. Понятных и не совсем. Благозвучных и не очень. Обозначающих (давно) известные понятия и нечто ранее неслыханное. Мы с ними потихоньку разобрались и освоились, стали употреблять к месту и со знанием дела. Но, как выясняется, велик не только русский язык.

К ранее освоенным иностранным словам то и дело добавляются новые. Одно из таких новых - "outsoursing" (аутсорсинг) - настолько "свежее", что точного перевода не найти даже в быстро обновляемых интернет - словарях. И, пока смысл его несколько туманен, оно применяется как некий синоним словам субконтрактинг и кооперация .

Буквальный перевод слова "outsoursing" - "втекающий извне / снаружи".
В бизнес - практике это понимают как "(нечто) имеющее внешний (по отношению к фирме) источник / происхождение".
Этим словом принято обозначать вынесение бизнес-функций (1) за пределы компании , передачу их для исполнения другим фирмам. Но, не просто передачу: - аутсорсинг есть форма взаимодействия, при которой "внешнее" предприятие (продавая заказчику свои товары/услуги) включается в "управленческие контуры" заказчика (2) как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно независимым.

Для сравнения:
- кооперация есть форма взаимодействия, при которой предприятие приобретает у контрагентов готовые изделия (детали / узлы / агрегаты);
- субконтрактинг есть форма взаимодействия, при которой предприятие приобретает у контрагента услуги по выполнению (технологических) операций.

1. В том числе и производственных.
2. функциональная и/или продуктовая подчиненность;
- объединенное планирование, учет и контроль;
- соблюдение "внешней" фирмой внутренних стандартов / процедур / правил;
- объединение по "смежным" функциям:, логистика / снабжение / обеспечение качества / участие в разработке и совершенствовании продукции и т.д.

Нельзя сказать, что аутсорсинг (как организационное решение) для отечественных предприятий экзотическое явление.
Можно привести многочисленные примеры его использования малым и средним бизнесом, особенно в части услуг:
- бухгалтерское обслуживание и юридическое сопровождение;
- информационное обслуживание в самых разных сферах: от патентного поиска до тематического мониторинга СМИ;
- различные виды охраны,
- уборка (производственных) помещений;
- обслуживание и поддержание компьютерных сетей и ПК.

Что же касается непосредственно промышленного производства , то здесь дальше обслуживания оборудования дело продвинулось не очень.
По мнению консультантов БТК "Знаю как", среди основных причин неразвитости аутсорсинга в машиностроении следует назвать:

a. Недостаток предложения (производственных) услуг.

Во-первых , (в силу исторических причин) производственная структура предприятий практически одинакова - у всех есть все переделы. Но, обычно, это универсальное оборудование, на котором трудно получить ощутимые конкурентные преимущества.
Другими словами: внешнее предложение производственных функций ни по цене, ни по качеству не слишком отличаются от "своего";
Во-вторых , промышленное производство - отрасль пока еще не самая прибыльная и здесь еще нет ни больших инвестиций в (технологически) специализированные (высокопроизводительные) производства, ни достаточного предложения разного рода инжиниринговых услуг (3).

b. Проблемы взаимодействия.

Аутсорсинг это форма взаимодействия, наиболее близкая предприятиям с матричной структурой. Матричная структура предполагает высокий уровень управленческой культуры: целеполагание, четкая формализация (управленческих) процедур и организационных регламентов, недвусмысленные критерии оценки результатов работы, ясные обязанности и ответственность.
Привлекая внешнее предприятие к аутсорсингу необходимо все эти вопросы продумать, оговорить и зафиксировать. Увы, готовы к этому (морально и профессионально) далеко не все менеджеры.

c. Риски.

Одним из недостатков такого тесного взаимодействия как аутсорсинг является возрастание (количества) рисков, которым подвергается производственная система. В каком-то смысле эти риски даже удваиваются. Кроме того, есть специфические риски:
- любой из партнеров по аутсорсингу имеет возможность проявить рыночную силу (4) в большей мере, чем это осуществимо при других формах взаимодействия;
- аутсорсинг - прекрасный способ "вырастить" (в средне-догосрочной перспективе) хорошего конкурента.
Примером этого может служить "экономическое чудо" Южной Кореи и стран Юго-восточной Азии, появившееся из аутсорсинга японских и американских фирм.

d. Психологические барьеры.

Существенным препятствием к привлечению внешних организаций является моральная неготовность доверить внутрифирменную информацию и положиться на "варягов". Существуют подобные барьеры и у "дающей" стороны, и у "принимающей".

3. Под инжинирингом (еще одно иностранное слово!) понимаются работы, связанные с проектированием изделия и производственной системы. Сюда же относятся работы по подготовке, организации, запуску и совершенствованию производства.
4. (Упрощенно) рыночная сила - способность предприятия диктовать свои условия контрагентам.

Однако, у аутсорсинга есть неоспоримые достоинства, которые во многом компенсируют недостатки.

Главнейшие из достоинств аутсорсинга :
- способность обеспечить высочайшую гибкость производства (5) для предприятия, "отдающего" функцию. В случаях, когда требуется освоить ранее неиспользовавшиеся технологии, разница между аутсорсингом и освоением "у себя" особенно впечатляет - время необходимое для запуска новой продукции сокращается многократно, месяцы превращаются в недели, иногда даже дни.
- возможность (для "отдающего") быстрого достижения максимальной компетентности в отданной функции.

Кроме этого, есть и другие положительные моменты :
- переданная функция (практически, гарантированно) будет выполняться с конкурентоспособным качеством и конкурентоспособной стоимостью, что "у себя" достигается далеко не всегда;
- предприятие "отдающее" функцию, имеет возможность (значительной) экономии затрат на приобретении оборудования, организации рабочих мест, наборе и обучении персонала и т.д.;
- особенно хорош аутсорсинг в ситуациях с неясными рыночными перспективами выбранного направления и/или коротким жизненным циклом выпускаемой продукции, поскольку позволяет снизить потери от ошибок в выборе направления развития - затраты на поддержание "отданной" функции не будут превышать аналогичных затрат "у себя";
- отдельно следует отметить возможность экономии организационных ресурсов (у "отдающего") и концентрации их на ключевых аспектах бизнеса.

Общих рекомендаций на тему: " Отдавать или не отдавать функцию на аутсорсинг? ",- безусловно, нет. Этот вопрос каждое предприятие решает само для себя, исходя из своих целей, своего понимания путей их достижения и имеющихся ресурсов.
Думаю, излишне говорить что в основе решения об аутсорсинге лежит экономическая эффективность вариантов " сделать самим / отдать на аутсорсинг". Но, можно обозначить категории функций, для которых использование аутсорсинга наиболее эффективно.

I. "Второстепенная" функция.
Речь идет о функции, которая сама по себе не создает добавленной стоимости и/или не приносит прибыли предприятию, хотя и является необходимой. Это могут быть упоминавшие выше бухгалтерские функции и функции системного администратора, кадровый учет, обучение персонала и т.п. К этой же категории могут быть отнесены любые функции (даже основные) имеющие разовый характер, скажем, работы связанные с перепроектированием / реструктуризацией / модернизацией производства. Эти функции вполне успешно могут взять на себя различные консалтинговые и инжиниринговые компании:
- компания "Северсталь-Авто" передала функции управления (!) одним из своих производств компании Gemco (6). Цель взаимодействия: достижение в течение года заданных показателей качества и производительности труда, проведение реструктуризации предприятия, обучение персонала и внедрение современной культуры производства;
- Онежский тракторный завод и ЗАО "Масса-К" доверили функцию отдела главного технолога Бюро технологического консалтинга "Знаю как". Цель взаимодействия: проведение технико-экономического анализа, технологическое проектирование производства, достижение заданных технико-экономических показателей производства;
- компания "Чистые технологии" использовала фирму "Рокад" в функции отдела главного конструктора при постановке на производство новой техники. Цель взаимодействия: достижение целевых производственных и эксплуатационных показателей выпускаемой продукции.

II. "Новая" функция.
Сюда относятся функции, которых ранее не было, и необходимость которых возникла в процессе развития предприятия. Характерной особенностью новых функций является отсутствие достаточной собственной компетентности в вопросе и риски потерь, связанных с освоением неизведанного.
Примеры "новых" функций:
- маркетинг и сбыт на новых (для предприятия) товарных и/или географических рынках (7);
- разработка непрофильных (по специализации), но принципиально значимых компонентов выпускаемой продукции (приводов, электронных блоков и т.п.);
- освоение новых (производственных) технологий.

III. "Существующая" функция.
Выполнение части производственных функций своими силами не всегда возможно с конкурентоспособными ценой / качеством. Особенно часто это происходит на операциях с небольшим объемом работ, требующих высокой квалификации и/или специализированного (дорогостоящего) оборудования. Примером такой функции могут быть разного рода (климатические или механические) испытания. Передать такие функции на аутсорсинг - святое дело. Специализированные центры берутся за это весьма охотно. Еще одни повод для аутсорсинга - загрузка производственных мощностей близкая к максимальной величине. По имеющейся информации, С-Пб завод металлоконструкций в 2003 году в связи с полной загрузкой собственных производственных мощностей искал возможности аутсорсинга "избыточных" заказов.

5. Гибкость производства - характеристика "быстродействия" производственной системы - время перехода от одного вида продукции к другому. Измеряется единицами времени (минуты, часы, сутки, недели, месяцы). Определяется как технологическими так и организационными решениями.
6. По материалам журнала "Секрет фирмы".
7. Скажем, экспортных.

Подводя итог сказанному, хочу отметить: во многом аутсорсинг - организационная "технология" завтрашнего дня. По инфраструктурным причинам мы еще не вполне готовы к ее использованию, еще следует "потренироваться" на субконтрактинге. Но, это самый перспективный путь к достижению конкурентоспособности мирового уровня. Мы обязательно научимся.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 19.10.2006  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100