Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Программное обеспечение
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Средства разработки

Переход к PHP5

Александр Неткачев

PHP, фактически, является самым распостраненным языком для Web программирования. В достижении этого статуса он прошел множество этапов, от простого языка для Web программирования который уступал многим (php3), до сегодняшнего быстрого мощного и расширяемого (PHP4). Тем более приятно, что PHP не стоит на месте и продолжает развиваться оставаясь таким-же простым для начинающих и предоставляя все больше возможностей более квалифицированным разработчикам. В предверьи выхода PHP5 появляется множество информации о улучшениях в PHP 5, включая информацию от самих разработчиков. Например, замечательная статья от одного из авторов Zend Engine - Zeev Suraski (http://phpclub.ru/detail/article/2004-01-07) и её перевод на phpclub.ru очень помогут в понимании тонкостей изменения работы с объектами. Существуют, конечно, и общие обзоры возможностей PHP5, сделанные как отечественными так и зарубежными авторами. В своем обзоре я попытался дать наиболее полное представление о изменениях в PHP5, на сколько это возможно. Эта статья также является в некотором роде "отчетом о проделанной работе", поскольку обзор каждого изменения собровождался детальным его изучением и попыткой использовать на практике.
Хочу также выразить благодарность людям, внесшим вклад в улучшение этой статьи и обсуждавшим её на форуме phpclub.ru.
На этом заканчиваем введение и приступаем к основной части.

Изменения в PHP5
Новые уровни доступа private и public
В PHP5 добавлены новые модификаторы уровня доступа для переменных классов. Как и во многих других языках программирования, они носят названия private, protected и public.
Private - самый ограниченничивающий модификатор. Private переменная класса может быть использованна только в классе, в котором объявленна. К ней невозможно обратиться из другого программного кода.
Protected - расширение области private, добавляющее к ней возможность обращаться к переменной из классов-потомков.
Public - расширяющий protected модификатор, задающий наиболее широкую область доступа. К возможности использовать переменную в
классах-потомках, добавляется возможность обращаться к переменной непосредственно из другого кода. Строго говоря, public не является новой областью доступа. Ранее в PHP все переменные классов являлись public переменными.
Private переменные используются для алгоритмов, которые используются только в текущем классе и не могут быть переопределенны в классах-потомках. Protected может быть использован, когда организовывается семейство объектов, обладающих сходными алгоритмами и организованных в иерархию. Использование public переменных, обычно, не является хорошей практикой но иногда оправданно. Их можно использовать, если у класса много свойств, которые должны быть доступны всем алгоритмам, использующим этот класс.
Аналогично, private/protected/public мидификаторы применяются к методам класса. Методы, объявленные без модификатора, являются public методами. Если метод или переменная переопределяются в классе-наследнике, то уровень доступа должен быть таким-же или выше. Например, protected метод в классе-потомке можно сделать public, но нельзя private.

Для примера рассмотрим классы NewClass и NewClass1.

class NewClass {
// new PHP5 modifiers
private $myPrivateVar = 'myPrivateVar' ;
protected $myProtectedVar = 'myProtectedVar' ;
public $myPublicVar = 'myPublicVar' ;
// old PHP declaration
var $myVar = 'myVar' ;
}

class NewClass1 extends NewClass {
function getProtectedVar () {
return $this -> myProtectedVar ;
}
}

NewClass содержит несколько переменных с разными областями доступа. NewClass1 используется для тестирования областей видимости, связанных с наследованием.

Создаем объекты классов:

$c = new NewClass ();
$c1 = new NewClass1 ();

Обращаемся к переменным:
print $c->myPrivateVar;
Непосредственное обращение к private переменной приводит к ошибке.
print $c->myProtectedVar;
Непосредственное обращение к protected переменной приводит к ошибке.
print $c->myPublicVar;
Обращение к public переменной возвращает её значение.
print $c->myVar;
Обращение к переменной, объявленной в старом стиле, равносильно обращению к public переменной.
print $c1->myPrivateVar;
Private переменная не была унаследованна классом NewClass1. Обращение к ней равнозначно обращению к необъявленной переменной.
print $c1->myProtectedVar;
Protected переменная была унаследованна и непосредственное обращение к ней приводит к ошибке. Для проверки, что она была унаследованна вместе с начальным значением, можно вызвать "print $c1->getProtectedVar();".
print $c1->myPublicVar;
Public переменная была унаследованна и обращение к ней возвращает её значение.

Абстрактные классы и методы (abstract)
Абстрактные классы используются для создания семейства объектов, обладающих единым интерфейсом. Также они используются, когда нужно запретить создание объекта некоторого класса.

Пример создания и использования абстрактного класса:

abstract class NewClass {
abstract function myMethod ();
}

class NewClass1 extends NewClass {
function myMethod () {
return 'myMethod' ;
}
}

$c = new NewClass1 ();
print $c -> myMethod ();

Если метод определяется как abstract, он должен быть переопределен в классе-потомке. При этом параметры переопределенного метода должны совпадать с параметрами абстрактного метода. Модификатор уровня доступа для абстрактных методов не учитывается. Уровень доступа определяется методом, переопределяющим абстрактный.

Интерфейсы (interface)
Интерфейс похож на абстрактный класс, за исключением того, что использование интерфейсов позволяет использовать множественное наследование. Таким образом, класс может реализовывать несколько интерфейсов одновременно, а не расширять только один абстрактный класс.

Пример использования интерфейса:

interface Printable {
public function dump ();
}
interface Editable {
public function edit ();
}

class NewClass implements Printable , Editable {
function dump () { }
function edit () { }
}

$c = new NewClass ();
print (( $c instanceof Printable ) ? 'true' : 'false' );

Типизация пареметров функций на уровне классов
Для параметров функций можно задавать класс, объект которого может быть передан по этому параметру. Во время работы скрипта, конструкция

function myFunction ( MyClass $obj ) {
}

равнозначна конструкции

function myFunction ( $obj ) {
if (!( $obj instanceof MyClass // $obj == null )) {
die( 'Argument 1 must be an instance of ClassName' );
}
}

При этом instanceof распостраняется не только на имя класса, но и на всех его предков и реализуемые интерфейсы.

Например, следующий код выполнится без ошибок:

interface Editable {
function edit ();
}

abstract class View {
abstract function createView ();
}

class NewClass extends View implements Editable {
function createView () { }
function edit () { }
function createMyView ( View $obj ) { }
function doEdit ( Editable $obj ) { }
}

$c = new NewClass ();
$c -> createMyView ( $c );
$c -> doEdit ( $c );

Финальные классы и методы (final)
Финальный метод невозможно переопределить в классе-наследнике. Финальный класс невозможно использовать для создания классов-наследников. Это может пригодиться, когда необходимо сохранить алгоритм, инкапсулированный в классе, неизменным. Например, что бы ограничить программиста, использующего библиотеку, от переопределения поведения. Использование финальных классов вместе с типизацией параметров функций создает практически 100% препятствие на пути расширения или подмены функциональности. Естественно, при открытом исходном коде убрать final у класса или метода не является трудной задачей, но, например, final часто используется у классов, определенных в самом PHP или его расширениях (Exception class, DOM extention).

Пример финального класса и финального метода:

final class Security {
function createUser () {
...
}
}

class View {
final static function createView ( Security $user ) {
...
}
}

Поскольку класс Security является финальным, а параметром функции View::createView может быть только объект финального класса или null, это дает 100% гарантию, что в если в функцию createView будет передан объект, то это будет только объект класса Security, а не подмененный.

Клонирование объектов
В PHP4 для клонирования объекта достаточно было простой операции $clonedObject = $object. Все свойства обекта $object просто копировались в объект $clonedObject. Изменить алгоритм клоирования можно было написав собственный метод для этого. В PHP5 для этого метода ввели специальное имя __clone и упростили доступ к созданному объекту. Для обращения к новому объекту используется $this, для обращения к уже существующему (чей клон делается), соответственно, $that.

Если метода __clone нет, то вызовется стандартный метод, копирующий все свойства объекта.

На примере это выглядит так:

class Node {
private $next ;
private $name ;

function __clone () {
$this -> name = $that -> name ;
$this -> next = null ;
}

function setName ( $name ) { $this -> name = $name ; }
function getName () { return $this -> name ; }
function setNext ( Node $next ) { $this -> next = $next ; }
}

$n1 = new Node ();
$n1 -> setName ( 'Node1' );

$n2 = new Node ();
$n2 -> setName ( 'Node2' );
$n1 -> setNext ( $n2 );

$n = $n2 -> __clone ();
print_r ( $n );

В примере рассматривается класс для создания списка, т.е. цепочки объектов, в которой каждый объект сожержит указатель на следующий. При этом можно получить клон любого объекта в цепочке, и новый объект будет "вынутым" из цепочки (не содержать ссылки на следующий объект).

Пример также демонстрирует, что к можно внутри метода __clone можно получить доступ к private переменным объектов $this и $that.

Конструкторы
Основным недостатком структуры конструкторов в PHP4 является необходимость синхронизации имени конструктора и имени класса. Поскольку имя конструктора должно совпадать с именем класса, то, при изменении имени класса, приходится переименовывать и конструкторы. В случае, если класс имеет несколько наследников, приходится аккуратно изменять в классах наследниках наследуемый класс (extends) и вызов конструктора класса-предка (parent).
Введение в PHP5 конструктора для класса с общим именем __construct упрощает переименовывание классов во время их разработки. Если в классе есть и __construct и функция, имя которой совпадает с именем класса, то в качестве конструктора будет вызванно __construct. При перегрузке метода-конструтора вызов конструктора класса-предка осуществляется через parent::__construct().

Пример использования конструкторов:

class NewClass1 {
function __construct () {
print 'NewClass1::__construct called' ;
}
}

class NewClass2 extends NewClass1 {
}

class NewClass3 extends newClass2 {
function __construct () {
print 'NewClass3::__construct called' ;
parent :: __construct ();
}
}

$n1 = new NewClass1 ();
// выводится NewClass1::__construct called

$n2 = new NewClass2 ();
// выводится NewClass1::__construct called - конструктор унаследован и вызван

$n3 = new NewClass3 ();
// выводится NewClass3::__construct called и NewClass1::__construct called

При этом, если конструктор объявлен с модификатором private, то класс с таким конструктором создать невозможно. Однако обращение parent::__construct возможно. Это дает еще один способ избежать создания класса, помимо объявления его abstract.

Деструкторы
Деструкторы являются нововведением для PHP. Они очень полезны для совершения работы по освобождению ресурсов, таких как закрытие открытых файлов или соединения с базой данных. Для деструкторов определенно имя __destruct. Как и для конструкторов, если деструктор унаследован и не перегружен он вызовется. Если он перегружен, то вызовется только перегруженный конструктор. Для вызова деструктора объекта-предка надо использовать parent::__destruct(). Деструктор вызывается без параметров.

Пример использования деструктора:

class Computer {
function compute () {
// большие ресурсоемкие вычисления.
}

function __destruct () {
// отправить письмо, что все выполнилось
}
}

$c = new Computer ();
$c -> compute ();

Константы
В классах могут быть объявленны константы. Это является еще одним методом (вместе с final классами и методами) для повышения структурности и удобочитаемости кода.

Пример определения и использования констант:

final class ControlTypes {
const Textbox = 1 ;
const Label = 2 ;
const Listbox = 3 ;
const Textarea = 4 ;
const Link = 7 ;
const Button = 6 ;
}

class Control {
private $type ;

function __construct ( $type ) {
$this -> type = $type ;
}
}

$c = new Control ( ControlTypes :: Textbox );

К константам невозможно применять модификаторы public, protected, private. Константы всегда public. Обращаться к константам можно только через имя класса, например ControlType::Textbox. Обращения через $this или другой указатель на объект класса не поддерживаются. В константе может быть только значение примитивного типа, т.е. строка или число. Константы наследуются и могут быть переопределены в классах-потомках.
Интересной особенностью является то, что интерфейсы могут содержать константы. Например:

interface myInterface {
const test = 2 ;
}

Система перехвата исключений (exceptions)
Exceptions (исключения) - это неотъемлемая часть любого современного языка. Система перехвата исключений объединяет в себе оператор throw, стрктуру языка "try { .. } catch ()[ catch () ...]" и основной объект Exception. В отличии от Java exceptions, в PHP отсутствует завершающий блок finally.
Основное применение системы исключений состоит в использовании структуры try/catch для отделения основного кода программы и блоков обработки ошибок. Механизм exceptions позволяет также корректно обрабатывать исключения, возникшие не непосредственно в выполняемом коде, а в используемых функциях.

Следующий пример демонстрирует отделение кода от обработчиков нестандартных ситуаций:

/**
* Замечания:
* Конструктор DatabaseConnection может бросить DatabaseException
* Метод getUser() может бросить UserNotFoundException
* Метод sendMail() может бросить MailServiceException
*/
try {
$cn = new DatabaseConnection ();
$admin = cn -> getUser ( 'Admin' );
$admin -> sendMail ( 'Database check is complete' );
} catch ( DatabaseException $e ) {
print "Невозможно создать соединение с базой данных. Причина: " . $e -> getMessage ();
} catch ( UserNotFoundException $e ) {
print "Пользователя не существует" ;
} catch ( MailServiceException $e ) {
print "Ошибка отправки письма: " . $e -> getMessage ();
} catch ( Exception $e ) {
print "Общая ошибка: " . $e -> getMessage ();
}

В общем случае, использование системы исключений можно заменить на использование структур if и goto или только if, но код программы в результате становиться значительно более громоздким.
Система исключений в PHP работает только с исключениями, "бросаемыми" оператором throw. Ошибки синтаксиса языка не обрабатываются блоками try/catch по очевидным причинам. В PHP на данный момент определен только один класс исключений: Exception. Для более гибкой работы с системой сообщений можно добавлять свои классы исключений но наследовать их от базового класса Exception, что бы всегда можно было поймать исключение (catch exception).
Основными методами класса Exception являются: getMessage(), getCode(), getTrace(), getFile(), getTraceAsString(), _toString(). Все методы являются финальными, кроме конструктора и _toString(). Таким образом, дополнительная функциональность классов-потомков Exception (отправка почты с информацией о ошибке, запись в log) может быть реализована в конструкторе.
Класс Exception объявляется непосредственно в PHP Engine, но его примерная модель может быть представленна таким образом (по материалам www.zend.com):

class Exception {
function __construct ( string $message = NULL , int $code = 0 ) {
if ( func_num_args ()) {
$this -> message = $message ;
}
$this -> code = $code ;
$this -> file = __FILE__ ; // of throw clause
$this -> line = __LINE__ ; // of throw clause
$this -> trace = debug_backtrace ();
$this -> string = StringFormat ( $this );
}

protected $message = 'Unknown exception' ; // exception message
protected $code = 0 ; // user defined exception code
protected $file ; // source filename of exception
protected $line ; // source line of exception

private $trace ; // backtrace of exception
private $string ; // internal only!!

final function getMessage () {
return $this -> message ;
}
final function getCode () {
return $this -> code ;
}
final function getFile () {
return $this -> file ;
}
final function getTrace () {
return $this -> trace ;
}
final function getTraceAsString () {
return self :: TraceFormat ( $this );
}
function _toString () {
return $this -> string ;
}
static private function StringFormat ( Exception $exception ) {
// ... a function not available in PHP scripts
// that returns all relevant information as a string
}
static private function TraceFormat ( Exception $exception ) {
// ... a function not available in PHP scripts
// that returns the backtrace as a string
}
}

Использование объектов без ссылок на них
Очень серьезным неудобством в PHP4 было вызывание цепочки методов. В PHP4 невозможно создать объект без ссылки на него, поскольку объекты фактически являлись только синтаксичекой конструкцией и на уровне ядра были эквивалентны массивам. Это порождало, например, такие конструкции:

$page = & $this -> getPage ();
$page -> registerControl ( $this );

Конечно, это не очень удобно. Созданная на уровне ядра PHP5, таблица ссылок на объекты делает необязательным существование ссылок на объект. Благодаря этому становится возможной следующая конструкция:

$this -> getPage ()-> registerControl ( $this );

Но нужно заметить, что хотя такой подход и более краток по написанию, неразумное его использование чревато очень нерациональным кодом. Например, крайне не рекомендуется делать таким образом:

for( $i = 0 ; $i < 100 ; $i ++)
$myObject -> getProperty ( 'relatedObject' )-> getAncestor ( $i )-> update ();

Во время работы этого кода осуществляется создание двухсот объектов и трехсот вызов методов. Очень простым образом можно сократить до создания ста объектов и двухсот одного вызова методов:

$relatedObject = $myObject -> getProperty ( 'relatedObject' );
for( $i = 0 ; $i < 100 ; $i ++)
$relatedObject -> getAncestor ( $i )-> update ();

Несмотря на очевидность такого подхода, довольно часто написанный код может быть улучшен с его помощью.

В следующих версиях PHP, скорее всего, можно ожидать расширения подобного подхода и к обычным массивам. Если они, конечно, еще останутся - объекты имеют тенденцию захватывать все больше и больше функциональности :-). Тогда, возможно, будет доступна следующая конструкция: print ((new ServerEnvironment()).getServerVariables())['REQUEST_URI'].

Инициализация переменных класса вне конструктора
Начальное значение переменной класса теперь можно указать непосредственно при её объявлении. Однако, её значение может быть только примитивного типа, т.е. строкой или числом. Тем не менее, этот метод является единственно возможным для задания значения статической переменной класса. Например:

class MathUtils {
static private pi = 3.1415926 ;
...
}

По другому pi определить невозможно, поскольку для статических переменных не существует "статического" конструктора.

Статические методы класса
Статические методы класса могут быть вызванны непосредственно у класса, а не через его один из его объектов. Соответственно, указатель $this в статических методах недоступен.
Фактически, объявление класса со статическими методами является, в большей мере, методом группировки функций и общих для них констант и переменных. Например, столь известные в PHP функции соединения с MySQL можно было бы оформить в виде класса MySQL:

interface DatabaseInterface {
static function connect ( $host , $user , $password );
static function select_db ( $database );
static function query ( $query );
static function fetch_array ();
static function free_result ( $result );
static function close ( $link );
}

class MySQL implements DatabaseInterface {
static CLIENT_COMPRESS = 1 ;
static CLIENT_IGNORE_SPACE = 2 ;

...

static function connect ( $host , $user , $password ) {
...
}

static function select_db ( $database ) {
...
}
}

Применение такого подхода гарантирует, что все классы доступа к базе данных будут реализовывать один интерфейс (заменяемость), уменьшает вероятность конфликтности имен, упрощает существование нескольких версий класса доступа к базе и т.д.

instanceof оператор
Новый опреатор "проверяемый объект instanceof проверяемый класс" позволяет проверить, попадает ли проверяемый класс в список дерева наследования класса, экземпляром которого является проверяемый объект. На примере это выглядит так:

interface Editable {
function startEdit ();
function endEdit ();
}

class Control {
function getValue () {
//...
}
}

class EditableControl extends Control implements Editable {
function startEdit () {
//...
}
function endEdit () {
//...
}
}

$c = new Control ();
$ec = new EditableControl ();

print '$c instanceof Editable = ' . ( $c instanceof Editable ? 'true' : 'false' ) . '
' ;
print '$c instanceof Control = ' . ( $c instanceof Control ? 'true' : 'false' ) . '
' ;
print '$c instanceof EditableControl = ' . ( $c instanceof EditableControl ? 'true' : 'false' ) . '
' ;
print '$ec instanceof Editable = ' . ( $ec instanceof Editable ? 'true' : 'false' ) . '
' ;
print '$ec instanceof Control = ' . ( $ec instanceof Control ? 'true' : 'false' ) . '
' ;
print '$ec instanceof EditableControl = ' . ( $ec instanceof EditableControl ? 'true' : 'false' );

Результатом работы этого кода будет:

$c instanceof Editable = false
$c instanceof Control = true
$c instanceof EditableControl = false
$ec instanceof Editable = true
$ec instanceof Control = true
$ec instanceof EditableControl = true

Таким образом, для $c instanceof возвращает true только для класса Control, для $ec instanceof вернет true только для Editable, Control, EditableControl. Для null всегда возращается false.

Статичекие переменные функций
Переменные внутри функции могут быть объявленны как static. Static переменная функции - это общая переменная для всех вызовов этой функции. Static переменная по смыслу примерно равна глобальной переменной, используемой только внутри функции.

Необязательные передающиеся по ссылке параметры функций
Передающиеся по ссылке параметры в PHP4 не могут иметь default значение. Это приводит к невозможности сделать функцию с необязательным объектным параметром. Но общественность требовала и в PHP5 появилась возможность задать для объектного параметра значение по умолчанию. Надо заметить, что возможно единственное значение по умолчанию для таких параметров - null.

Пример использования:

class Unrequired {
...
}

function myFunction ( Unrequired $param = null ) {
...
}

myFunction ();
myFunction (new Unrequired ());

Функция-событие при создании объекта неизвестного класса (__autoload())
PHP не держит все приложение в памяти. Более того, для каждой страницы он заново подгружает все файлы с кодом и преобразует в удобную для выполнения форму. Хорошо помогают различные акселераторы PHP кода, которые сохраняют в памяти непосредственно преобразованный в исполняемый код php-страницу. Но даже в случае использования такого оптимизатора нежелательно подключать к скрипту все файлы с классами и функциями, которые могут понадобится, но реально не используются. Настройка подключение только необходимых классов к каждой конкретной странице - занятие, требующее большой аккуратности и вызывающее большое желание это каким-то образом автоматизировать. Возможно, именно поэтому и была введенна функция-событие с названием __autoload(), которая срабатывает при попытке обращения к неизвестному классу или интерфейсу. Под обращением понимается попытка создания объекта класса, создание класса-потомка на основе класса, создание класса, реализующего интерфейс.
Еще одна проблема, которую снимает __autoload - это размещение включений файлов в порядке иерархии наследования. Например, если MyClass1 находится в файле MyClass1.php, a MyClass2 - в файле MyClass2.php и MyClass2 extends MyClass1, то с помощью include их надо подключать только в порядке inlude('MyClass1.php'); include('MyClass2.php'); Когда 2 файла - не страшно. Но когда их несколько десятков - это уже сложнее.

И, наконец, пример использования __autoload:

test . php ============================
function __autoload ( $name ) {
include_once( 'classes/' . $name . '.php' );
}

$t = new Textbox ();

Control . php =========================
class Control {
// ...
}

Textbox . php =========================
class Textbox extends Control {
// ...
}

При попытке создания Textbox будет загружен файл Textbox.php. Поскольку Textbox extends Control, тут же будет загружен Control.php.

Функции-события при обращении к свойству класса (__get(), __set())
Функции __get и __set могут рассматриваться как возможность реализации свойств, аналогичным свойствам в .NET, VBScript (ASP) или VB. Но в отличие от перечисленных языков (технологий), в PHP __get и __set выполняются для всех (!) свойств. Например:

< b > ASP b >
Class MyClass
Property Let Value ( NewValue )
...
End Property

Property Get Value ()
...
End Property

Property Let State ( NewValue )
...
End Property

Property Get State ()
...
End Property
End Class

< b > PHP b >
class MyClass {
function __get ( $name ) {
switch( $name ) {
case 'Value' :
...
break;
case 'State' :
...
break;
}
}

function __set ( $name , $value ) {
switch( $name ) {
case 'Value' :
...
break;
case 'State' :
...
break;
}
}
}

Вызов методов __get() и __set() при обращении к свойству происходит только если переменной класса с таким именем не существует. Если она сущеструет, то в результате обращения из основной программы можно получить либо ошибку (если переменная private или protected), либо, собственно, переменную (если она public).

Цепочки свойств ($myObj->parent->value) работают корректно. Пример:

class Node {
private $mValue = 1 ;
private $mParent ;

function __get ( $name ) {
switch( $name ) {
case 'Value' :
return $this -> mValue ;
case 'Parent' :
return $this -> mParent ;
}
}

function __set ( $name , $value ) {
switch( $name ) {
case 'Value' :
$this -> mValue = $value ;
break;
case 'Parent' :
$this -> mParent = $value ;
break;
}
}
}

$n1 = new Node ();
$n2 = new Node ();
$n2 -> Parent = $n1 ;
$n1 -> Value = 2 ;
print $n2 -> Parent -> Value ; // Выводит 2.

Функция-событие при обращении к методу класса (__call())
Функция-событие __call(), возможно, введенна вместе с __get() и __set(). Скорее всего эта функция найдет свое применение в дальнейшем. Например, она может применяться для эмуляции перегрузки методов:

class SpecialItem {
//...
}

class GeneralItem {
//...
}

class Processor {
function processSpecialItem ( SpecialItem $item ) {
//...
}

function processGeneralItem ( GeneralItem $item ) {
//...
}

function __call ( $method , $attributes ) {
if ( $method == 'process' && count ( $attributes ) == 1 ) {
if ( $attributes [ 0 ] instanceof GeneralItem )
$this -> processGeneralItem ( $attributes [ 0 ]);
elseif ( $attributes [ 0 ] instanceof SpecialItem )
$this -> processSpecialItem ( $attributes [ 0 ]);
}
}
}

$p = new Processor ();
$p -> process (new GeneralItem ()); //processGeneralItem would be called.
$p -> process (new SpecialItem ()); //processSpecialItem would be called.

Итерация по свойствам класса
Все переменные класса, доступные в текущем контексте, могут быть перебранны циклом foreach. Такая итерация по свойствам класса может очень пригодится при клонировании объектов. Например, если необходимо создать клон объекта с большим количеством переменных класса, то можно сделать примерно так:

class Node {
private $value ;
private $parent ;
...
private $type ;

function __clone () {
foreach ( $that as $propertyName => $propertyValue ) {
$this -> $propertyName = $propertyValue ;
}
}

function setParent ( $value ) { $this -> parent = $value ; }
function getParent () { return $this -> parent ; }
function setValue ( $value ) { $this -> value = $value ; }
function getValue () { return $this -> value ; }
...
function setType ( $value ) { $this -> type = $value ; }
function getType () { return $this -> type ; }
}

$myNode = new Node ();
$myNode -> setValue ( 10 );
$myNextNode = $myNode -> __clone ();
print $myNextNode -> getValue ();

Простой цикл очень хорошо заменяет большое количество присваиваний и избавляет от необходимости синхронизировать присваивания при клонировании со списком всех переменных класса. Очевидным образом, эта итерация не может быть применена к свойствам класса, реализованных через __get()/__set() функции.

Изменение стандартной итерации по свойствам
Стандартными элементами языка, позволящими итерацию, являются массивы. Но их недостатки очевидны - можно по ошибке поместить в массив элемент другого типа. К массиву не добавишь методы проверки содержимого и т.п.
Для введения дополнительных сущностей (классов), позволяющих итерацию по своим элементам, предусмотренно 2 интерфейса: IteratorAggregate и Iterator.

interface IteratorAggregate {
function getIterator (); // возвращает массив или объект
}

IteratorAggregate может использоваться, когда данные для итерации можно предоставить в одной из стандарных конструкций PHP, позволяющих итерацию: массива или объекта, реализующего Iterator.

Пример использования IteratorAggregate с итерацией по элементам массива:

/**
Замечание:
Этот пример в PHP5 beta 3 не работает.
Тем не менее, в документации заявленно, что getIterator()
может возвращать массив или объект, реализующий Iterator.
Так что к release, надеюсь, исправят.
*/
class Control implements IteratorAggregate {
private $controls ;
private $name ;

function __construct () {
$this -> controls = array();
}

function addControl ( $obj ) {
$this -> controls [ $obj -> getName ()] = $obj ;
}

function setName ( $value ) { $this -> name = $value ; }
function getName () { return $this -> name ; }

// эта функция из IteratorAggregate
function getIterator () {
return $this -> controls ;
}
}

$c1 = new Control ();
$c1 -> setName ( 'userId' );
$c2 = new Control ();
$c2 -> setName ( 'userName' );
$form = new Control ();
$form -> addControl ( $c1 );
$form -> addControl ( $c2 );

foreach ( $form as $ctrl ) {
echo $ctrl -> getName () . '
' ;
}

Этот вариант является только надстройкой над стандартной функциональностью PHP и может использоваться когда до начала итерации можно получить все элементы, участвующие в итрации. Если же этого сделать нельзя (в случае получения записей из базы данных или чтении строк из большого файла), используется другой механизм расширения итерации - реализация интерфейса Iterator.

interface Iterator {
function rewind (); // переводит итерацию к первому элементу
function next (); // подготавливает к выводу следующий элемент
function key (); // возвращает ключ текущего элемента
function current (); // возвращает текущий элемент
function hasMore (); // возвращает true, если есть еще элементы, иначе false
}

Следующий пример показывает итерацию до нахождения нужного элемента:

class Control {
private $name ;

function setName ( $value ) { $this -> name = $value ; }
function getName () { return $this -> name ; }
}

class Controls implements Iterator {
private $controls ;
private $controlNames ;
private $num ;

function __construct () {
$this -> controls = array();
}

function addControl ( $obj ) {
$this -> controls [ $obj -> getName ()] = $obj ;
}

// функция использует возможности итерации класса для
// поиска контрола с заданным именем
function findControl ( $name ) {
foreach ( $this as $control ) {
if ( $control -> getName () == $name )
return $control ;
}

return null ;
}

// следующие функции из Iterator
function rewind () {
$this -> controlNames = array_keys ( $controls );
$this -> num = 0 ;
}

function next () {
$this -> num ++;
}

function key () {
return $this -> controlNames ( $this -> num );
}

function current () {
return $this -> controls [ $this -> key ()];
}

function hasMore () {
return $this -> num < count ( $this -> controlNames );
}

}

$c1 = new Control ();
$c1 -> setName ( 'userId' );
$c2 = new Control ();
$c2 -> setName ( 'userName' );
$formControls = new Controls ();
$formControls -> addControl ( $c1 );
$formControls -> addControl ( $c2 );

$userId = $formControls -> findControl ( 'userId' );
$userName = $formControls -> findControl ( 'userName' );

Константа __METHOD__
Константа __METHOD__ является хорошим дополнением к уже существующим "магическим" константам PHP4: __LINE__, __FILE__, __FUNCTION__ (с PHP4.3.0), __CLASS__ (с PHP4.3.0). Такие константы названны магическими, поскольку они меняют свое значение в зависимости от места вызова. Думаю, что вполне очевидно, что они возвращают, за исключением разницы между __FUNCTION__ и __METHOD__, поскольку функция класса и является его методом. Судя по всему, разработчики PHP5 решили, что константы __FUNCTION__, возвращающий только имя функции или метода класса, будет недостаточно и добавили константу __METHOD__, возврающую имя класса (в нижнем регистре) и имя метода, разделенные двумя двоеточиями.

Таким образом, следующий код выведет текст "myclass/myMethod/myclass::myMethod":

Class MyClass {
function myMethod () {
echo __CLASS__ . '/' . __FUNCTION__ . '/' . __METHOD__ ;
}
}

$m = new MyClass ();
$m -> myMethod ();

Метод __toString()
Когда переменная-объект преобразуется к строке, в результате возвращается строка "Object id #n", где n - номер объекта в глобальной таблице объектов. Если понадобится (пусть и крайне редко), этот механизм можно изменить, создав у класса метод __toString(), возвращающий некоторое строковое представление текущего объекта.
Хотя PHP5 beta 3 этот алгоримт проработан не полностью (__toString() срабатывает только во время использования указателя на объект в операторе print), это открывает интересные перспективы. Например, следующий код представляет собой вариацию на тему типизации PHP:

class Integer {
private $value ;
function __construct ( $val ) {
$this -> value = $val ;
}
function __toString () {
return (string)( $this -> value );
}
}

$i = new Integer ( 10 );
/**
Теоритически, $i при преобразовании к строке должно дать "10",
и, поскольку число 10 сравнивается со строкой, оно тоже должно
быть приведенно к строке. Получится "10" == "10". На практике, в
этом случае преобразование $i к строке осуществляется по варианту
PHP4 (т.е. в результате получаем строку "Object").
*/

if ( 10 == $i )
echo '10!!!! :-)' ;

Reflection API
Reflection не является новым понятием для PHP, но только в PHP5 предпринята попытка привести работу со структурными объектами языка к общему виду. Под структурными объектами понимаются функции, классы, интерфейсы, параметры и расширения.
Классы Reflection позволяют получать информацию о объектах языка непосредственно во время выполнения скрипта. Например, можно получить информацию о некотором объекте, включая его методы, их параметры, в каком файле находится описание объекта и даже какой документационный комментарий находится перед ним.
Reflection классы сделанны для каждого структурного объекта языка:

  • Reflection_Function
  • Reflection_Parameter
  • Reflection_Method
  • Reflection_Class
  • Reflection_Property
  • Reflection_Extension

В отличии от большинства других изменений в PHP5, Reflections уже неплохо документированны. Подробное описание доступно по адресу http://sitten-polizei.de/php/reflection_api/docs/language.reflection.html.

Пример использования Reflection:

/**
MyClass просто пример класса для демонстрации Reflection.
Этот код будет выведен как документация к классу MyClass при Reflection.
*/
class MyClass {

/**
А это комментарий к конструктору
*/
function __construct () {
}
}

Reflection :: export (new Reflection_Class ( 'MyClass' ));

Результатом работы этого кода будет следующее описание класса:

/**
MyClass просто пример класса для демонстрации Reflection.
Этот код будет выведен как документация к классу MyClass при Reflection.
*/
Class [ < user > class myclass ] {
@@ / home / alex / public_html / devlink_draft / articles / docs / test . php 7 - 14

- Constants [ 0 ] {
}

- Static properties [ 0 ] {
}

- Static methods [ 0 ] {
}

- Properties [ 0 ] {
}

- Methods [ 1 ] {
/**
А это комментарий к конструктору
*/
Method [ < user > < ctor > public method __construct ] {
@@ / home / alex / public_html / devlink_draft / articles / docs / test . php 12 - 13
}
}
}


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 05.03.2006  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100