Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Куда направить вселенский сквозняк

Иван Засурский

Куда направить вселенский сквознякНа Десятом Интернет-форуме впервые оказались противопоставлены друг другу Интернет и государство

Каждую весну в подмосковном пансионате "Лесные дали" проходит традиционный слет представителей интернет-индустрии - Российский интернет-форум (РИФ). За десять лет своего существования РИФ прошел путь от междусобойчика с элементами ярмарки тщеславия до крупного бизнес-события, поддерживаемого государством. На этот раз РИФ проводился под патронатом сразу трех федеральных агентств - по печати и массовым коммуникациям, по информационным технологиям и по образованию. Организатором РИФа остался неизменный РОЦИТ - Региональный общественный центр интернет-технологий.

Главной сенсацией юбилейного интернет-форума стал необъявленный и оставленный без объяснений бойкот со стороны трех крупнейших интернет-порталов - "Яндекса", "Рамблера" и Мail.Ru. В прошлом году они были со-организаторами форума, а в этом бойкотировали его и сделали ставку на собственную конференцию - КИБ. Противостояние РИФ - КИБ ознаменовало начало открытой борьбы крупного бизнеса с интернет-общественниками. И все же десятый РИФ войдет в историю совсем в ином качестве. На этом форуме впервые оказались противопоставлены друг другу интернет и государство.

"Три кнопки рунета"

На первом же пленарном заседании РИФ представитель компании "РБК-Софт" выступил с разоблачительной презентацией о структуре собственности крупнейших интернет-компаний. Его доклад назывался "Три кнопки рунета", и в нем последовательно проводилась мысль о том, что "Яндекс", "Рамблер" и Мail.Ru являются зарубежными компаниями, представляющими серьезную угрозу для российского государства. В двух словах, все сводилось к необходимости создания государственного портала, на который, надо полагать, у "РБК-Софт" есть виды, а у государства - деньги.

Это мнение совпадает с общим настроением слушаний в Совете Федерации, посвященных интернету. Трудно сказать, действовал ли "РБК-Софт" с чьей-то конкретной подачи или просто воспользовался моментом, чтобы дать своим акционерам надежду на крупный государственный контракт. В контексте истории с бойкотом этот демарш выглядел как реакция РИФа на отсутствие трех крупнейших игроков. Примечательно, что с инициативой их "разоблачения" выступила частная компания, а не представители госструктур, которые, со своей стороны, утверждали, что решение о строительстве государственного портала еще не принято.

По мнению многих экспертов, "РБК-Софт" пытается заложить новый фундамент в отношения государства и интернета и выступить в качестве проводника известного учения об информационной безопасности. С его подачи это учение становится частью корпоративной стратегии одного из крупных игроков рынка, признавшего недосягаемую дистанцию до трех китов интернета в России и одновременно хватающегося за последний шанс превратить эту тройку в четверку. Но понимают ли в этой компании, насколько близко подошли к классической сделке с дьяволом, в которой воображаемые доходы одной стороны обеспечиваются колоссальными потерями для всех участников рынка (включая и выигравшую сторону)? Попытка внедрить в государственное и общественное сознание отношение к интернет-компаниям как к инструментам влияния неизбежно узаконит приоритет государственных интересов над интересами бизнеса и пользователей интернета.

"Яндекс", "Рамблер" и Mail.Ru - несомненно, российские компании, представляющие лучшее, что есть в индустрии. Они находятся в Москве, действуют, исходя из сегодняшних российских реалий, и не проявляют ни малейшего желания быть использованными как политический инструмент. Наличие акционеров-иностранцев сказывается в их деятельности разве лишь в непрестанном увеличении прибыльности и эффективности. При этом все три вышеперечисленных портала являются самыми активными и деятельными партнерами государства в деле строительства информационного общества, и ресурс этого взаимодействия далеко не исчерпан. Он лежит отнюдь не в сфере политического влияния, а в сфере улучшения качества жизни людей и повышения количества полезной информации и сервисов от государственных организаций и ведомств.

Интернет-палата?

"Да стоит ли бить тревогу, - скажут нам некоторые. - Ни у государства, ни у "РБК-Софт" нет ресурсов, чтобы создать портал, способный конкурировать с "большой тройкой". И будут отчасти правы. Выступление "РБК-Софт" похоже на первый пробный выстрел. Неизвестно, как долго интернет-компании могли бы наслаждаться спокойной жизнью, в то время как в других информационных сферах уже вовсю закручивают гайки, если бы не срочно организованный КИБ и связанный с ним бойкот РИФа, взорвавшие привычную для интернет-индустрии картину мира. И кто из чиновников теперь поставит под сомнение мифическую угрозу, исходящую от "трех кнопок" как трех средств влияния? А это, в свою очередь, заставит их инвесторов переоценить свои политические риски.

Все это, скорее всего, приведет к сближению государства с игроками "тройки" и налаживанию новых связей государства с интернет-сообществом. Представители одной из госструктур на РИФе уже дали понять, что нуждаются в партнерстве с организацией, представляющей потребности рынка, и что нашли ее в лице РОЦИТа и РИФа. Это позиционирование вносит свои коррективы в противостояние РИФа и КИБа: если КИБ - это бизнес, то РИФ, получается, общественная интернет-палата.

По всей видимости, уже очень скоро интернет-сообществу придется выбирать представителей, которые будут ездить на все совещания, слушания и встречи, проходящие с участием государства, и отстаивать там интересы индустрии. Ведь многие сенаторы и депутаты не понаслышке знают о том, какие гадости пишут про известных людей в интернете. В этом смысле судьба порталов кажется мне куда более радужной, чем будущее блогов (личных дневников). Стоит только пользователям из числа политической элиты начать набирать свои имена в своевременно запущенном поиске по блогам от "Яндекса" или "Гугла", и беспокойство по поводу неуправляемости интернета может стать активнее, а существование некоторых из блогов, возможно, окажется под вопросом. Свидетельство тому - наделавшая немало шума история о закрытии по политическим мотивам целых сообществ на крупнейшем дневниковом портале Livejournal.

Пройдет еще немало времени, прежде чем очевидное немногим станет понятным всем: нет никакого способа остановить или направить в нужное русло этот вселенский сквозняк под названием "интернет". Гораздо приятнее и полезнее использовать его, как попутный ветер. Простых решений в этой сфере быть не может. Налаживание отношений государства и общества, оснащенного интернетом, - долгий, но неизбежный процесс.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Денис КАЛИНИН, генеральный директор ООО "Рамблер Интернет Холдинг":

- Установление законодательно отрегулированных отношений с государством - одна из главных задач российского интернет-сообщества. С представителями государства мы общаемся постоянно, но до сих пор не можем решить главный вопрос: что такое интернет. На сегодняшний день его определения в России не существует. А без этого не может быть принят закон об интернете, отсутствие которого мешает развиваться нашей отрасли. По существу, ее просто нет и она не защищена никакими законодательными актами. Сегодня никто не может отстоять права авторов, размещающих материалы в сети, ведь у нас нет закона об авторском праве в интернете. При желании можно закрыть любую интернет-компанию, раз она существует в никому не ведомой области, до сих пор не имеющей определения.

Аркадий ВОЛОЖ, генеральный директор компании "Яндекс":

- Презентация "РБК-Софт" содержит логические и фактические ошибки и не заслуживает серьезного комментария. "Яндекс" - российская технологическая компания. Мы не производим контента и не занимаемся политикой. Мы предоставляем интернет-сервисы для русскоязычной аудитории.

Отношения государства и интернет-сообщества существуют в России с момента появления интернета, и их можно характеризовать как конструктивное сотрудничество. Маловероятно, что кто-то может этому помешать.

Борис ОВЧИННИКОВ, руководитель аналитического направления компании Json & Partners:

- Сам факт нападок четвертого ресурса на "большую тройку" выглядит некрасиво. Внутри интернет-сообщества нашлись люди, пытающиеся протащить мысль о том, что государство должно заниматься всем, в том числе и контентом, и сервисом в интернете. Ее порочность и абсурдность для понимающих очевидна, а непонимающим это все равно не объяснить. Остается надеяться, что господам из РБК не придется когда-нибудь пожалеть о том, что они выпустили джинна из бутылки.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 26.04.2006  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100