Назад, в СССР

В то время как западные компании, стараясь снизить расходы, стремятся в Китай и Индию, центрально- и восточноевропейские фирмы ищут возможности аутсорсинга в странах бывшего СССР. После вступления Польши, Чехии и других государств региона в Евросоюз компании из этих стран оказались на общеевропейском рынке один на один с западными конкурентами и теперь вынуждены разрабатывать стратегию сокращения затрат.

Польская ComArch, работающая в секторе информационных технологий, впервые занялась изучением украинского рынка в 1997 г. Но тогда гендиректор Януш Филипяк вернулся домой несолоно хлебавши. В украинском правительстве, которое тогда полностью контролировало ИТ-сектор, его несколько месяцев футболили от одного министра к другому: никто из них не решался взять на себя ответственность за договоренность с польской компанией.

Сегодня Филипяк вынашивает гораздо более масштабные планы по организации продаж программного обеспечения ComArch на Украине и переводу туда значительной части производства. Что же изменилось? Украинские "компании сегодня лучше организованы", говорит Филипяк, у них больше свободы, а государственные институты стали работать эффективнее. "Люди, которые сегодня приезжают на Украину, говорят, что она похожа на Польшу 1991-1992 гг.", когда та только начинала переход к свободному рынку и демократии, отмечает он. Зная, как далеко ушла с тех пор Польша, Филипяк ждет, что Украина повторит этот путь.

Натиск на восток

Искать возможности для развития на востоке ComArch заставляет ситуация, складывающаяся на национальном рынке. Западные компании вкладывали в экономику Польши и других стран региона миллиарды евро, в результате уровень жизни и зарплат, а значит, и производственные расходы росли. А после вступления этих стран в ЕС местные компании лишились господдержки и защиты от более крупных западных компаний.

Эти компании между тем в последние годы активно передавали часть функций (в области как производства, так и услуг) китайским и индийским подрядчикам. Это позволило им сократить расходы, повысить рентабельность и стать еще более грозными конкурентами для компаний из Центральной и Восточной Европы. Некоторые местные компании тоже установили контакты с мировыми лидерами в области аутсорсинга: например, значительная часть продукции венгерской компании по производству спортивной одежды Budmil выпускается в Китае. Однако гораздо чаще они обращают взоры на своих восточных соседей - страны бывшего СССР, с которыми у них более тесные культурные и исторические связи и рынки которых им лучше понятны. Венгерский производитель электроники Videoton Holding еще в 1999 г. купил контрольный пакет акций болгарской DZU, польская компания по производству упаковки Plast-Box этим летом открыла завод на Украине, а фармацевтическая компания Hemofarm Group из Сербии и Черногории открывает производство в российском городе Обнинске.

Большинство из 10 государств, вступивших в ЕС в мае этого года, в прошлом были соцстранами. Руководители местных компаний прекрасно знают, с какими препятствиями в виде бюрократических препон и несовершенного законодательства приходится сталкиваться, развивая бизнес. "Мы помним, как это было в Польше", - говорит Эва Зборовска, аналитик польского отделения IDC, занимающейся анализом мирового ИТ-сектора. Кроме того, у стран региона давние культурно-исторические связи. Венгерские инвесторы предпочитают работать в Румынии в том числе потому, что 1,5 млн ее граждан - венгры, ведь западная часть страны входила в Австро-Венгерскую империю. Часть земель, некогда входивших в состав Польши, теперь украинские. "Вы приезжаете в страну, культуру и историю которой вы хорошо знаете", - говорит Виллем Бюйтер, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития.

Дома становится тесно

По мнению экспертов, тенденция по переводу части бизнеса центральноевропейскими компаниями в страны бывшего СССР будет усиливаться, поскольку зарплаты в Центральной Европе растут, а конкуренция с западными компаниями обостряется. "По мере роста затрат они [компании из Центральной Европы] начинают всерьез задумываться над этим", - говорит Дэнис Макколи, аналитик Economist Intelligence Unit. В 1990-е гг. западные компании активно инвестировали в страны Центральной и Восточной Европы, но в 2003 г., по данным Организации экономического сотрудничества и развития, прямые иностранные инвестиции в Чехию сократились до $2,6 млрд с $8,5 млрд в 2002 г., в Польшу - до $4,2 млрд с $5,7 млрд, в Венгрию - до $2,4 млрд с $3,9 млрд. В определенной степени это объясняется стагнацией в экономике Западной Европы, однако отражает и частичную потерю новыми членами ЕС преимуществ, связанных с низкой стоимостью производства. В 2003 г. зарплаты в Чехии выросли на 6,8%, в Венгрии - на 7%, в Польше - на 2,2%. Между тем средняя зарплата в России и на Украине, по данным ЕБРР, составила в прошлом году соответственно 40% и 19% от польской.

Ужесточение конкуренции на национальном рынке заставит и другие восточноевропейские компании последовать примеру ComArch и выйти на зарубежные рынки, уверена Зборовска из IDC. "Когда работаешь на таком конкурентном рынке, как информационные технологии, нужно расти, либо ты просто исчезаешь", - говорит она. Когда ComArch хотела впервые прийти на Украину в 1997 г., в компании работало 149 человек и у нее не было ни одного офиса за рубежом. Сейчас ее штат в 10 раз больше, а в 2002 г. она открыла офисы в США и Объединенных Арабских Эмиратах. Конкуренция на польском рынке в преддверии вступления страны в ЕС обострилась. Например, Motorola стала производить в Кракове ПО для телекоммуникационных компаний и предоставлять услуги по технической поддержке. Поэтому в 2002 г. Филипяк снова поехал на Украину, чтобы оценить ситуацию и установить контакты. В декабре 2003 г. ComArch подписала контракт на 5 млн евро ($6,2 млн) с крупнейшим сотовым оператором страны UMC на установку системы биллинга и управления сетью. Затем ComArch стала разрабатывать планы по открытию местного офиса, в котором будет работать 10-20 человек. В ближайшие годы она намерена нанять еще больше сотрудников и перевести значительную часть своих операций на Украину. Выходя на этот рынок сейчас, ComArch надеется опередить конкурентов, которые вскоре должны потянуться сюда, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями - ведь экономика стран, наиболее близких к границам ЕС, таких как Россия, Украина, Молдавия, ежегодно растет на 4-9%. (WSJ, 1.10.2004, Михаил Оверченко).

Источник: газета "Ведомости"

 


Страница сайта http://www.silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=3236