Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Российская индустрия ИТ-услуг: масштабы пока скромны, но будущее внушает надежды

Ирин Э. Арведлунд (Erin E. Arvedlund)

В одном из зданий Московского государственного университета, к которому ведет протоптанная в снегу тропинка, крестный отец российского аутсорсинга Алексей Г. Сухарев пакует вещи, готовясь к переезду в более просторное помещение в другом районе города, и надеется, что его усилия вскоре помогут создать нечто вроде российской Силиконовой долины.

Менеджерам американских информационно-технологических компаний имя пятидесятивосьмилетнего г-на Сухарева хорошо известно. Еще в 1991 г., накануне распада СССР, он создал первую в России коммерчески успешную компанию по оказанию ИТ-услуг иностранным клиентам (аутсорсингу). Первым его клиентом стала 'Hewlett Packard', последний по времени заказ поступил от IBM. Г-н Сухарев внимательно следит за бурным развитием российской индустрии ИТ-услуг в последние два года, и надеется, что вскоре его стране удастся повторить успех индийских технопарков и аутсорсинговых компаний. Он не слишком опасается, что США начнут принимать меры против 'утечки' программных заказов за рубеж.

Аутсорсинг 'никогда не вызывал нареканий у республиканцев', утверждает г-н Сухарев, а поскольку эта партия сохраняет большинство в Конгрессе, он не опасается принятия законодательных мер против подобной практики.

'Недавно я встречался с заместителем министра торговли США, и он сказал, что выполнение таких заказов иностранными компаниями приносит пользу Соединенным Штатам', - рассказывает он. - Думаю, от этого сильно страдают небольшие группы людей, особенно если в результате аутсорсинга работу теряют 'белые воротнички'. Но демократы превратили эту тему в один из краеугольных камней своей предвыборной кампании, а это просто популизм. Просто сегодня глобализация уже охватила весь мир. Аутсорсинг не остановить'.

Более того, по его словам, западные компании, которые ему довелось посетить, например 'Bechtel', использующая сегодня до 200 специализированных компьютерных программ, 'не сокращают персонал из-за аутсорсинга'. Вместо этого, утверждает он, они передают новые заказы субподрядчикам вроде его собственной компании, или аналогичных фирм из Индии и Китая. Г-на Сухарева вдохновляют недавние инициативы российского правительства по поддержке центров компьютерного программирования, в первую очередь в городе Дубна, расположенном в 77 милях к северу от Москвы - после второй мировой войны там проводились ядерные исследования, и до сих пор он является крупным научным центром.

Однако Россия все еще сильно отстает от Индии: так, по данным российской фирмы по разработке программного обеспечения 'Люксофт', по сравнению с индийской аутсорсинговой отраслью, где объем контрактов в прошлом году составил 11 миллиардов долларов, российский показатель - 500 миллионов - выглядит просто ничтожным.

Однако, по оценке российского министерства связи и информационных технологий, за два года эта цифра возрастет до 2 миллиардов долларов. 'Индийские компании - куда более зрелые, - отмечает г-н Сухарев: некоторые из них имеют десятки тысяч служащих. Кроме того, индийское правительство быстро ввело для отечественных компаний налоговые льготы, а в некоторых случаях снизило таможенные пошлины почти до нуля. 'Они опережают нас лет на 12. Но мы сокращаем этот отрыв'.

Есть, конечно, препятствия текущего характера. Россия всегда являлась 'генератором идей' в области кибернетики, и сегодня она по-прежнему может похвастаться большим количеством талантливых ученых - но многие из них предпочитают чистую науку реалиям коммерческого бизнеса. 'Главная проблема, - добавляет г-н Сухарев, - это найти квалифицированных специалистов - не только теоретиков, но и практиков. Многие все еще слабо владеют английским'. По словам г-на Сухарева, новым сотрудникам зачастую требуется несколько месяцев, чтобы понять, почему и зачем они должны выполнять практические заказы для клиентов из сферы бизнеса.

Тем не менее, количество программистов растет. По данным российского Госкомстата, в 2004 г. количество россиян, закончивших высшие и специальные учебные заведения по специальностям 'информатика' или 'программирование', составило 68126 человек - на 6,9% больше, чем в 2003 г.

'Рост наблюдается во всех наших аутсорсинговых компаниях, - отмечает Юлия Романовская, официальный представитель 'Люксофт', но и она упомянула о тех же проблемах, что и г-н Сухарев, особенно связанных со знанием английского. Кроме того, России необходимо совершенствовать инфраструктуру - в этом отношении Индия продвинулась гораздо дальше. В России нет 'станового хребта' - разветвленной базовой интернетовской инфраструктуры, которая уже имеется в США и Индии: в результате, по словам Сухарева, многие российские компании лишены доступа к высокоскоростным и недорогим интернетовским сетям передачи данных. В США пользование линией типа Т-1 - выделенной телекоммуникационной линией для скоростной передачи цифровых сигналов с неограниченной пропускной способностью - стоит примерно 500 долларов в месяц. В России это обходится в 50000 долларов. 'Такую инфраструктуру может создать только российское государство', - говорит он.

До 1990 г. г-н Сухарев, защитивший кандидатскую диссертацию по вычислительной математике, работал профессором на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ. В момент распада СССР он создал фирму 'Auriga', учредил ее филиал в Амхерсмте (штат Нью-Гемпшир), и с тех пор постоянно 'кочует' между Россией и США.

Сегодня 'Auriga' нельзя назвать ни самой крупной, ни самой известной из российских фирм по оказанию ИТ-услуг, хотя среди ее клиентов числятся 'BroadVision' и 'Lynux Works'. Холдинговая компания IBS - среди ее филиалов можно назвать 'Люксофт', а среди инвесторов - 'Esther Dyson' - гораздо крупнее. Но оценки г-на Сухарева до сих пор считаются точным 'барометром' существующих тенденций и 'состояния здоровья' российского сектора информационных технологий.

И сегодня, хотя офис г-на Сухарева располагается не так уж близко от Кремля, он вполне в состоянии 'достучаться' до лидеров страны. Недавно президент Владимир В. Путин посетил Индию. Российская делегация, в состав которой входили министр связи Леонид Д. Рейман, представители бизнеса, в том числе г-н Сухарев, и ученые- компьютерщики, посетила информационно-технологический гигант - компанию 'Infosys' - и получила информацию о том, как индийское государство способствовало 'аутсорсинговому буму' в этой стране.

Кроме того, г-н Путин уже в принципе одобрил разработанную правительством концепцию развития российской отрасли компьютерного программирования, хотя ее осуществление еще практически не началось.

'Главное - исполнение', - признает г-н Сухарев.

Российские поставщики ИТ-услуг готовы конкурировать с индийскими титанами вроде 'Infosys', 'Satyam' и 'Wipro'. Однако 'размер имеет значение', а, по словам г-на Сухарева, лишь одна-две аутсорсинговые компании в России могут похвастаться количеством сотрудников свыше тысячи человек.

'У нас просто нет больших компаний, - говорит г-н Сухарев, - но по ценам мы можем конкурировать'.

По его словам, российские программисты получают 15-25 долларов в час - примерно столько же, сколько их индийские коллеги. IBS, имеющая более 3000 сотрудников - одна из крупнейших российских компаний; среди ее клиентов - 'Shell', BP, 'J.P. Morgan', 'Ford' и министерство энергетики США.

В России не воспроизвести благодатный климат Индии или калифорнийской Силиконовой долины. Кроме того, чтобы 'Auriga' и другие аутсорсинговые компании могли расти, необходимо как можно скорее покончить с печально знаменитой российской бюрократической волокитой.

Так, по словам г-на Сухарева, кошмарные проблемы постоянно возникают с таможенной очисткой продукции. 'Мы живем в постоянном страхе', что программный продукт может быть конфискован или застрянет на таможне, поясняет он. А пять лет назад произошел такой случай: 'Auriga' купила за рубежом цветной лазерный принтер. Таможенники по ошибке приняли его за высокотехнологичный исследовательский прибор и конфисковали.

Так почему же г-н Путин сегодня заинтересовался аутсорсингом? 'Он понимает, что у российской ИТ-индустрии большой потенциал, - утверждает г-н Сухарев. - Но нам надо учиться у индийских фирм и устанавливать с ними партнерские отношения. Он хочет показать россиянам путь наверх'.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал  [2] Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 17.12.2004  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100