Фундаментальные знания основа развития страны/Инновации - наш последний шанс

Валерий Козлов

Существенный импульс формированию государственной инновационной политики и развитию инновационной инфраструктуры дан на состоявшемся 24 февраля с.г. заседании Совета безопасности, Президиума Госсовета с участием Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям. В принятом решении одобрены представленные Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы (на период до 2010 года и дальнейшую перспективу).

Правительству РФ до сентября 2004 года предложено с участием РАН разработать комплекс базовых документов в сфере инновационной деятельности, до ноября 2004 года с участием полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и руководителей субъектов РФ разработать Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года, а также комплекс мероприятий по реализации этого документа. И до октября 2004 года внести в установленном порядке проекты первоочередных нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности.

Как мы видим, в короткие сроки необходимо решить масштабные задачи. В этой связи напомню, что еще в 1999 г. Госдума приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике". Несмотря на одобрение Советом Федерации, он был отклонен Президентом РФ как некачественный. Главное из замечаний Президента - неудовлетворительное определение термина "инновация".

Тогда он подразумевал выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованию продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. И по сути не давал четкого определения предмета регулирования.

Это - не праздный вопрос. В разных странах по-разному расставляются акценты. Например, Франция видит основную задачу Национальной инновационной системы (НИС) в создании дополнительных рабочих мест, а Германия - в развитии прогрессивных технологий. Формирование НИС здесь должно учитывать основные конкурентные преимущества страны.

Для России такими преимуществами являются, прежде всего, развитая фундаментальная наука и высокий образовательный уровень населения. При этом для российских специалистов характерен универсальный, системный взгляд на действительность. Поэтому междисциплинарные и межотраслевые инновационные проекты можно рассматривать как потенциальную область специализации российской НИС.

Как же трактуется национальная инновационная система в предложенных Основных направлениях политики РФ в этой области? И какое место при этом отводится Российской академии наук?

Основными компонентами национальной инновационной системы названы:

- воспроизводство знаний, в первую очередь проведение фундаментальных исследований;

- подготовка кадров по организации и управлению в инновационной сфере;

- высокотехнологичное промышленное производство, включая крупные научно-промышленные корпорации;

- инфраструктура национальной инновационной системы.

В инфраструктуру национальной инновационной системы входят центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, инновационно-активные (в том числе - технико-внедренческие) экономические зоны, фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, организации, входящие в состав государственной системы научно-технической информации, центры подготовки специализированных кадров по обеспечению инновационной деятельности и иные организации, содействующие развитию инновационной деятельности.

Напомню, что согласно Уставу РАН, основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований. С другой стороны, согласно п. 8 Устава, к основным задачам Академии отнесено:

- расширение связей между наукой и производством, участие в инновационной деятельности, в реализации достижений науки и техники, содействие развитию наукоемких отраслей экономики России.

Политика Российской академии наук в области создания инновационной системы является частью государственной политики в этой сфере. И ориентирована на формирование новой экономики страны, основанной на знаниях, развивающей конкурентоспособное наукоемкое производство на базе достижений фундаментальной науки, технологий и техники.

Эта политика проводится с учетом всего комплекса преобразований, проводимых в Российской академии наук, которые создают благоприятную среду для использования результатов фундаментальных исследований в экономике России.

При плановом хозяйстве новые результаты фундаментальной науки доводились до практического уровня административными мерами в системе отраслевой науки, министерскими КБ и опытными заводами. Теперь организованные связи разорваны, продвижение новых разработок происходит в условиях рыночной стихии и автономной технологической политики крупных монополий. Требуется построение новых, прежде всего - информационных связей для формирования инновационных цепочек, реализующих новые фундаментальные разработки.

Состояние инновационной деятельности РАН в настоящее время обуславливается рядом проблем. Вот некоторые из них:

Большинство технологий не доведено до уровня коммерциализации, не могут пройти серьезного технологического аудита, отсутствуют экспериментальные образцы и бизнес-планы.

Нет распределенной базы данных РАН по реально существующим законченным разработкам. Зачастую информация, даваемая институтами в отчеты, не соответствует действительности.

Мало элементов инновационной сети - ассоциаций, центров, отделов коммерциализации внутри институтов и т.д.

Очень не хватает кадров для инновационного менеджмента.

Использование различных организационных форм коммерциализации научных разработок (создание различных обществ открытого типа, акционерных, автономных некоммерческих организаций и т.д.) упирается в такую проблему: РАН может перечислять бюджетные средства в учредительный капитал малых инновационных предприятий, но не более 25%, что не дает возможности контролировать ситуацию.

Отсутствуют четкие договорные отношения (контракты) между Президиумом РАН и институтами РАН, между руководством академического института и сотрудниками.

Доведение научных разработок до коммерческого уровня нуждается в дополнительном финансировании.

В институтах РАН не хватает средств для патентования (в необходимой форме и объеме), в результате чего соавторами и патентообладателями становятся те, кто имеет эти средства.

Все эти проблемы хорошо известны. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся трудности и препятствия, Российская академия наук сделала много существенных шагов по пути построения своей инновационной системы.

Так, успешным примером может служить Северо-Западный региональный инновационный центр наукоемких технологий "АРТЕС", созданный в форме ЗАО с участием Института проблем электрофизики РАН и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В настоящее время готовятся материалы по созданию еще двух новых инновационно-технологических центров (ИТЦ) РАН.

Как отмечалось на выездном заседании Координационного совета РАН по региональной политике в Новосибирске, настало время для создания Ассоциации ИТЦ РАН, основной задачей которой станет координация деятельности существующих центров. Организационную работу по созданию ассоциации мог взять на себя ИТЦ РАН в Черноголовке.

В прошлом году на конкурсной основе в шести федеральных округах созданы шесть центров: три - на базе РАН, два - на базе университетов, один - на базе ГНЦ. Они призваны стать тем недостающим звеном инфраструктуры, которое квалифицированно и на законной правовой и экономической основе должны обеспечить коммерциализацию результатов НИОКР, создаваемых при использовании государственных средств, через заключение лицензионных соглашений и создание малых высокотехнологичных компаний.

О масштабе инновационной активности наших институтов говорят данные Агентства по управлению имуществом РАН. Согласно им. институтами РАН непосредственно созданы 203 коммерческих организаций в технологической сфере, которые работают на арендуемых у институтов площадях. У меня нет информации о количественном (и качественном) составе сотрудников, об объемах производимой и реализуемой ими продукции. Но известно, что институты РАН взаимодействуют примерно с 2000 малых предприятий.

Все сказанное - это реальный вклад РАН в создание инновационной системы РФ.

В декабре 2002 года между Российской академией наук, Правительством Московской области, Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ было подписано соглашение о совместной деятельности, направленной на ускорение вовлечения в хозяйственный оборот наиболее перспективных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ научных организаций РАН.

Во исполнение этого соглашения Президиум РАН в марте 2003 года создал Инновационно-технологический центр РАН (ИТЦ РАН) в Черноголовке в форме некоммерческого партнерства, учредителями которого стали Российская академия наук и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Основной задачей ИТЦ РАН является формирование условий для тесной кооперации образовательной, технологической и инвестиционной составляющих единого инновационного процесса. Насущная проблема - организация подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности, в первую очередь - из числа студентов Подмосковного филиала МГУ в Черноголовке по программам со специализацией "Технологический менеджмент".

В прошедшем году Инновационно-технологическим центром и центром трансфера технологий отобран головной пакет инновационных предложений институтов с целью доработки их до уровня рыночного продукта. В их числе:

- Микроволновая плазмохимическая установка для получения нанокристаллических порошков (ЗАО "Микроволна").

- Новые процессы в технологии синтетических масел и моющих средств. (ООО "ТТ Нефтехим").

- Фотокаталитический очиститель воздуха (ЗАО "Наноматериалы").- Генераторы объемного и аэрозольного пожаротушения (ООО "Энергетические композиты").

- Информационно-аналитическая система (ООО "БИСКО").

На базе ИТЦ и крупных промышленных предприятий в нашей стране создано четыре инновационно-промышленных комплекса (ИПК), в которых осуществляется промышленное освоение конкурентоспособной продукции, созданной в ИТЦ и апробированной на рынке.

Эти структуры располагаются в наиболее развитой стадии инновационного цикла. В настоящее время начинается эксперимент по созданию на базе эффективно действующих ИПК в Санкт-Петербурге и Зеленограде двух технологических кластеров. Совместно с администрациями и научными центрами Сибирского и Уральского федеральных округов изучается вопрос о возможности создания технико-внедренческих зон.

Одной из первоочередных мер явилась реализация пилотного проекта Минпромнауки России и СО РАН по созданию Центра трансфера технологий в г. Новосибирске как одного из базовых элементов инновационной инфраструктуры региона. В задачу центра входят коммерциализация результатов научных исследований и разработок, полученных с использованием средств федерального бюджета в научных учреждениях СО РАН, их продвижение на рынок наукоемкой продукции. В том числе - посредством создания малых инновационных предприятий и отработки механизма их функционирования.

В настоящее время центр создан, проведена его государственная регистрация, разработаны организационная структура и бизнес-план его деятельности.

Следующим важным шагом по отработке механизма государственной инновационной политики в Сибирском федеральном округе является создание на базе Новосибирского научного центра СО РАН Технико-внедрического центра, который рассматривается как подготовка к реализации в будущем идеи особых экономических зон.

Первые шаги по созданию и реализации инновационной политики РАН ознаменовались в 2003 году крупными шагами по использованию результатов фундаментальных исследований. Так, например, в республике Татарстан пущен завод по производству синтетических масел на основе оригинальной технологии, разработанной Институтом проблем химической физики в Черноголовке.

В настоящее время огромный российский рынок синтетических моторных масел (по оценкам - не менее 150 тысяч тонн в год), в том числе - для военной техники с большой выгодой для себя заняли зарубежные производители. В ряде случаев эти корпорации покупают в России исходное сырье (по низким ценам), на его основе получают у себя масла, которые затем экспортируют в Россию уже по высоким ценам.

В декабре 2003 года в Нижнекамске в торжественной обстановке при участии президента Татарстана М.Ш.Шаймиева и представителей РАН был сдан в эксплуатацию первый отечественный завод по производству синтетических (и полусинтетических) смазочных масел. Построенный по российской разработке и работающий на собственной сырьевой базе, он не только выводит нашу промышленность на уровень самой передовой технологии в этой области нефтехимии, но и позволяет российской оборонной (автомобильной, бронетанковой и авиационной) технике освободиться от иностранной зависимости.

Как вы знаете, в конце апреля президент РАН Ю.С.Осипов и премьер-министр республики Татарстан Р.Н.Минниханов подписали соглашение о полномасштабном сотрудничестве в области добычи и переработки нефти. В настоящее время завершается работа по созданию совместной координационной группы и программы работ.

В Институте биоорганической химии РАН по заданию Правительства г. Москвы налажено опытно-промышленное производство генно-инженерного инсулина человека для обеспечения потребности учреждений здравоохранения столицы. Опираясь на опыт, полученный при создании технологии генно-инженерного инсулина, Российская академия наук рассматривает возможность организации более крупного производства не только указанного препарата, но и другой современной биотехнологической продукции в г. Пущине. И просит рассмотреть вопрос об участии Правительства Московской области в реализации этого инновационно - ориентированного проекта.

Многие институты Российской академии наук принимают участие в проводимом совместно РФФИ и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере конкурса инновационно-ориентированных проектов.

Главной задачей конкурса стала разработка механизма превращения знаний в товар на примере продвижения результатов тех фундаментальных исследований, в ходе которых исследователи получили не только яркие результаты, но и обнаружили возможность их прикладного применения. Дальнейшее использование полученных результатов осуществляется совместно с малыми предприятиями, работающими в сфере создания наукоемкой продукции.

Однако в ходе недавней проверки РФФИ Счетной палатой РФ была предпринята попытка отнести расходы этого конкурса к нецелевым. По мнению проверяющих, РФФИ может финансировать исключительно фундаментальные работы. Однако провести четкую границу между фундаментальными и прикладными работами зачастую практически невозможно. К тому же речь идет о финансировании другой стадии одной и той же фундаментальной работы. Наконец, такая позиция проверяющих прямо противоречит решению Совета безопасности о сочетании бюджетного финансирования и средств других инвесторов.

Несмотря на очевидные успехи, на сегодняшний день мы имеем не так много примеров успешного освоения результатов научных исследований. Нужен кропотливый анализ и воля всех нас, чтобы таких примеров стало больше!

Поэтому одной из первоочередных практических задач Российской академии наук в 2004 году должна стать инвентаризация сделанного за 2003 год, выявление наиболее ярких, перспективных результатов фундаментальных исследований, которые могут стать основой будущих инновационных предложений.

Такая работа, в основном, проведена Инновационным агентством РАН в течение первых месяцев 2004 года. В ответ на наши просьбы мы получили около 400 предложений более чем от 100 исследовательских организаций. Обработка этих предложений продолжается. Но уже можно сделать некоторые предварительные выводы.

Авторы технологических разработок делятся на несколько разнородных групп. Это:

Активно развивающиеся научные коллективы и институты, которым удалось найти адекватную финансовую поддержку в виде грантов или прямых инвестиций.

Очевидно, что это наиболее успешная группа, которая является поставщиком значительного количества новых перспективных технологий и ноу-хау. Как правило, у разработчиков уже решены многие юридические вопросы и распределены права на создаваемую или уже созданную интеллектуальную собственность.

Научные коллективы, разработки которых еще не заинтересовали потенциальных инвесторов. Но которые уже близко подошли к этому. Такие коллективы серьезно ограничены в средствах.

Ученые и изобретатели, которые по различным причинам выбыли из процесса организованной научной деятельности и перешли в разряд "одиночек". Они чрезвычайно ограничены в средствах.

Спектр представленных предложений весьма широк. Среди них как чисто научные проекты, еще весьма далекие от рынка, так и крупные инвестиционные проекты. К сожалению, качество представленных предложений в ряде случаев далеко от требуемого. И все предложения нуждаются в серьезной экспертизе. Особенно если мы хотим привлечь для их финансирования серьезных инвесторов. Как российских, так и зарубежных.

Я хочу прокомментировать два таких обстоятельства, как наличие гранта РФФИ для поддержки ранее выполнявшихся фундаментальных исследований. И заявленные потребности в денежных средствах для дальнейшей коммерциализации полученных перспективных результатов.

Из 95 представленных предложений по физике гранты РФФИ ранее имели 20 предложений (-20%). А потребности в денежных средствах для реализации всех проектов только по одному направлению "Физика" составляют более 320 млн рублей. Или, иными словами, больше 10 млн долларов.

Много это или мало? Много, поскольку это сравнимо со средствами всех фундаментальных программ РАН (по физике)!

Мало, поскольку это финансирование всего одного важнейшего инновационного проекта Минпромнауки!

Сбор и предварительный анализ представленных предложений убедительно показал необходимость создания общей Базы данных инновационных разработок РАН. Я знаю, что во многих институтах и отделениях Академии такие работы ведутся. Так, СО РАН представило в Инновационное агентство свой CD-ROM с комплектом описаний разработок РАН. Многие инновационно-технологические центры имеют прекрасные страницы в Интернете. Серьезным примером для РАН являются Базы данных РФФИ.

На расширенном заседании Бюро Совета РАН по инновационной деятельности 18 марта 2004 года мы обменялись мнениями о состоянии дел в этой области. И, по моему мнению, это обсуждение существенно продвинуло вопрос о создании Информационного портала РАН.

Если же говорить о научной составляющей в уже упоминаемых мной предложениях по направлению "Физика", то во многих из них авторы в качестве действующих партнеров указывают иностранные компании.

Наибольший интерес к российскому рынку интеллектуальной собственности проявляют европейские компании. Чрезвычайно активны и южнокорейские компании. Например, такой гигант, как Samsung, имеет в России дочерние структуры, специализирующиеся на поиске и трансфере технологий, которые охватывают практически все сферы науки, связанные с полупроводниками, электроникой, телекоммуникациями, производством электроаппаратуры и бытовой техники. Samsung Electronics Co провела в 2002-2004 годах два Конкурса (New Innovation Team) по отбору и поддержке перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований.

Кратко резюмируя сказанное, попытаюсь сформулировать конкретные задачи Российской академии наук в области инноваций на сегодняшний момент. Это:

- Создание информационно-аналитической системы РАН о результатах научных исследований и прикладных разработок.

- Разработка пакета документов, определяющих взаимоотношения между РАН, институтами РАН и разработчиками по вопросам ранее созданной и вновь создаваемой интеллектуальной собственности.

- Формирование (с использованием различных источников) системы грантов на проведение целевых исследований по доведению результатов интеллектуальной деятельности до стадии освоения в инновационном продукте, включая постановку и финансирование специальных программ научно-исследовательских работ.

Второй вопрос имеет принципиальное значение. Нам надо определиться: управляет ли Президиум РАН (соответственно, и президиумы региональных отделений) инновационной деятельностью академических институтов в полной мере или же просто оказывает им всестороннюю помощь и поддержку?

В первом случае интеллектуальная собственность должна ставиться на учет в Президиуме. И институты должны получать разрешение на ее коммерциализацию (по аналогии со сдачей площадей академическими институтами в аренду). При этом взаимоотношения между РАН и институтами РАН следовало бы определять договорами. Во втором случае академические институты как юридические лица, вправе самостоятельно распоряжаться интеллектуальной собственностью, извещая Президиум о совершенных сделках.

Я сторонник второго варианта. Одно из обоснований такой позиции - отсутствие четкого законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Однако, с учетом накопленного опыта и масштаба стоящих перед Академией задач представляется целесообразным создание при Президиуме РАН на базе Инновационного агентства РАН (как отдела Президиума РАН) Управления по интеллектуальной собственности, патентам и инновационной деятельности РАН.

Такое управление могло бы обеспечить создание и ведение единого реестра перспективных разработок РАН, учет и мониторинг их вовлечения в хозяйственный оборот, подготовку для Президиума РАН необходимых законодательных инициатив, выявления потенциально конкурентно-способной продукции на стадии выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирование крупных инновационных проектов РАН, проведение прогнозных исследований и оценки необходимого для реализации разработки финансирования, а также участие в поиске источников финансирования.

Создание системы использования результатов фундаментальных исследований подразумевает не только конкретный конкурсный отбор наиболее перспективных из них, но и налаживание прочных научных, организационных и финансовых контактов Российской академии наук с хозяйствующими объектами Российской Федерации.

Уже в этом году мы провели переговоры с рядом крупных компаний. И с помощью АНО "Инновации РАН" заключили несколько конкретных договоров на выполнение научно-исследовательских работ.

Кратко об организации работы по выполнению решений Совета безопасности РФ и Президиума Государственного совета РФ от 24 февраля 2004 года. Мы суммировали и систематизировали все поставленные задачи и предварительно наметили состав исполнителей. Предлагается все эти вопросы рассмотреть на совместном заседании Координационного совета по инновационной деятельности РАН и Комиссии Президиума РАН по интеллектуальной собственности. И дать соответствующие поручения.

В своем выступлении я попытался нарисовать "крупными мазками" панораму инновационной активности РАН. Полагаю, что мои коллеги выскажут существенные добавления о состоянии инновационной деятельности в региональных отделениях и научных центрах и тем самым сделают общую картину более детальной.

Однако в своих практических действиях по развитию инновационной деятельности в РАН мы не должны забывать о том, что основная задача нашей академии - это проведение фундаментальных исследований.

Об авторе: Валерий Козлов, вице-президент РАН, академик.

Источник: Индустрия-Инженерная газета (Москва), №16

 


Страница сайта http://www.silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=2662