Microsoft стоит на зыбкой почве

Боб Канчилла (Bob Cancilla)

КОММЕНТАРИЙ - Microsoft примелькалась в судах всего мира, но я уверен, что не судебные разбирательства, а реалии рынка и реальные заказчики - вот что заставляет технологического гиганта менять свои бизнес-приемы.

 
Оглянемся на последние пять лет. Минюст США вынес решение против Microsoft за введение в Windows браузера Internet Explorer и незаконное вытеснение с рынка Netscape. Правда, к моменту этого судебного решения для Netscape уже было слишком поздно, несмотря на то, что до выхода Internet Explorer на сцену ее браузеру принадлежали почти 100% рынка.

Европейский Союз вот-вот вынесет постановление о том, что Microsoft незаконно объединила Media Player с Windows, вытеснив с рынка RealNetworks. Сама RealNetworks ведет гражданский процесс против Microsoft в Калифорнии. Но проигрыш Microsoft по любому из этих дел все равно уже ничего не изменит для RealNetworks, доля рынка которой катится под гору.

Теперь Microsoft объявила о планах ввести в свой браузер специальный набор кнопок, направляющих пользователей в поисковую систему MSN. Придется ли Microsoft в скором времени встретиться в суде еще и с Google? Судя по тому, что я читал, вряд ли.

Я замечаю в поведении Microsoft изменения, которые стали результатом сдвига в динамике рынка, предоставившего покупателям недоступные прежде возможности. Конкуренты всегда говорили, что ограничение компанией Microsoft доступа к своей технологии служит способом оказания давления на соперников и ограничивает выбор для заказчиков. Теперь она изменила порядок лицензирования интеллектуальной собственности другим компаниям, что впервые сделало некоторые технологии Microsoft доступными для конкурентов. Академическая наука сможет пользоваться многим из ее интеллектаульной собственности бесплатно.

Нажим на Microsoft оказывают и правительства. Китай, Гонконг, Тайвань, Австралия и Россия подписали с корпорацией соглашения об изучении исходного кода Windows; правительство Индии тоже ведет переговоры об аналогичной сделке.

В прошлом году Microsoft снизила цены на свои продукты в Таиланде, несмотря на обещание поддерживать один и тот же уровень цен во всем мире. После того как правительство этой страны объявило о планах поддержки ПО open-source, пакет Windows/Office стал продаваться там по 40 долл. на пользователя. В 2002 году, после шестимесячного расследования Комиссией по справедливой торговле Тайваня, Microsoft снизила цены на некоторые из своих продуктов примерно на 26%. Комиссия расследовала местную бизнес-практику Microsoft и изучала вопрос, не использует ли компания свое доминирующее положение на рынке для завышения цен на собственные продукты.

При ведении переговоров с Microsoft заказчикам следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Изучить существующие альтернативы. Тысячи фирм и госучреждений во всем мире продолжают работать с так называемыми legacy-системами или переходят на системы open-source. Это позволяет экономить тысячи долларов на лицензионной плате и обеспечивает некоторую защиту от проблем безопасности, связанных с Windows.

2. Если условия бизнеса требуют использования комплекса Microsoft Office, требуйте от Microsoft разрешения купить только то ПО, которое вам действительно необходимо. В прошлом году в результате упорной борьбы Microsoft позволила администрации Мюнхена приобрести для некоторых ПК только Microsoft Word, отказавшись от остальных приложений Office.

3. Не поддавайтесь общему мнению, что ставка на Microsoft беспроигрышна. В будущем предприятиям улыбнется счастье обязательного апгрейда продуктов, направленного на поддержку идеи Microsoft .NET. Например, компании, использующие Exchange 5.5 и Windows NT, будут вынуждены обновить это ПО, так как в конце 2004 года Microsoft прекращает поддержку Windows NT. А процесс этот не из легких. Например, переход на будущий почтовый сервер Kodiak потребует по меньшей мере обновления Active Directory, обновления Office, установки СУБД Yukon и применения новых инструментов разработки приложений.

От заказчиков часто требуют приобрести несколько продуктов для выполнения единственной работы. Взять, к примеру, пакет CRM от Microsoft. Его недостаток (или с точки зрения Microsoft - преимущество) заключается в том, что для работы с ним пользователям потребуются все продукты Microsoft.

В конечном счете Microsoft говорит правильные вещи, однако компания явно понимает, что почва под ее ногами колеблется. Заказчики не хотят быть привязанными к единственному подходу. Им нужна гибкость в использовании аппаратуры и ПО, которые наилучшим образом отвечали бы их потребностям. Действия говорят громче, чем слова, и все больше компаний и правительств голосует против монолита Microsoft своими кошельками.

Боб Канчилла - управляющий директор и основатель ассоциации пользователей IGNITe/400, объединяющей 6500 членов.

 


Страница сайта http://www.silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=2339