Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

ERP-Forum: кто там был и о чем рассказывал

Профессиональное сообщество «главных по ИТ» только складывается, и одновременно возникают и присущие любой профессиональной прослойке формы общения: пресса, постоянно действующие клубы и периодически проводимые форумы, конференции. Календарь еще не утвердился, но некоторые встречи явно претендуют на то, чтобы стать регулярными.

К ним явно относится и ERP-Forum, второй раз проводившийся в этом году по компанией TOPS BI при поддержке газеты «Ведомости». Два дня были заполнены докладами и обсуждениями. Участие приняли 270 представителей 124 предприятий России.

Основной темой была эффективность внедрения «тяжелых» ERP-систем на крупных предприятиях, со штатом работников в тысячи человек.

Организаторы мудро подошли к своему делу: более половины времени было отдано самим CIO и для того, чтобы высказаться, и для того, чтобы обсудить услышанное. Часто конференции такого масштаба строятся по одному шаблону: сначала довольно длинные доклады спонсоров - вендоров ПО или «железа», или же интеграторских компаний, предлагающих свои решения. Здесь реального обсуждения не предполагается. Затем - относительно краткие круглые столы, где вновь выступают спонсоры, но есть возможность высказаться самим участникам. Иногда им даже дают сделать докладик-другой. На ERP-Forumе все было иначе: все общие доклады были сделаны руководителями ит-подразделений, и только на круглых столах пришлось слушать «спонсорские» выступления. Необходимость дать время тем, кто внес свой финансовый вклад, понятна, и видимо, неизбежна. Но хотелось бы пожелать докладчикам несколько разнообразить свои презентации, так как некоторые уже буквально «оскомину набили», причем не только журналистам. Тем не менее и на круглых столах возникали живые дискуссии, хотя конечно «эпицентр» их оказался в кулуарах.

В целом нельзя было не заметить, что опыт публичных выступлений и дискуссий в профессиональном сообществе CIO еще только складывается. Когда убеленный сединами осанистый человек, волнуясь, выходит на трибуну и предваряет свой доклад словами: «Это мое первое выступление, если я что-то напутаю, строго не судите» о чем это свидетельствует? Наверное о том, что очень мало было у него возможностей для таких докладов, для обмена опытом, для рассказа о своих проблемах и достижениях, а это очень обидно, тем более что человеку есть о чем рассказать, и доклад получился удачный. Более того, уже видно, что быстро складывается небольшая «обойма» записных докладчиков-CIO, которые кочуют с одного такого собрания на другое, рассказывая о своих успехах.

Тому, видимо, есть несколько причин. Сами директора по ИТ обычно не публичные фигуры, они не привыкли выступать, это просто люди совершенно другого склада. Руководство их к этому и не поощряет, так как пока еще удачное внедрение не прибавляет компании веса на рынке, и если уж оно случилось, его часто предпочитают держать в тайне. Так что докладчиков найти непросто. Но и организаторы конференций не торопятся отдать драгоценное время под реальный обмен информацией, а не под рекламу.

И может быть самая существенная причина - число успешных проектов, во всяком случае в том смысле, что сами заказчики их таковыми считают. Поэтому в кулуарах звучали диалоги:

- Интересно все же, сколько всего успешных проектов-то?
- Ну, кто на трибуне, те и успешные, а все остальные - в зале… Скепсиса собравшимся было не занимать. Тем не менее часть докладчиков все же дополнительно призывала: не верьте консультантам! Будьте очень осмотрительны, не позволяйте на себе учиться за свои же деньги. Отмечалось, что у значительной части консультантов опыта мало, а на каждого консультанта придется выделить еще полтора своих человека, чтобы они работали вместе с ним и помогли во всем разобраться.

Но необходимо отметить, что организаторы постарались сделать программу максимально информативной и свели рекламу к минимуму, ни вендоры, ни поставщики не выступавших не давили. Были те, кто работает на BAAN, и те, кто использует SAP R/3, те, выбрал Oracle, и те, кто остановился на Axapta. Кто именно помогал внедрять ERP на данном конкретном заводе иногда вообще не упоминалось, иногда упоминалось вскользь, и совсем не всегда это были TOPS BI.

Поэтому на вопрос: а почему у вас BAAN? ответ был простой - а потому что нам по масштабу надо брать либо его, либо SAP R/3, а SAP R/3 наш быстрый рост и постоянные изменения не поддерживает.

Вопрос «что брать?» явно волновал многих. Отличный совет дал им Андрей Рыжов, директор по организационному развитию Череповецкого сталепрокатного завода: не надо выяснять, что круче - система А или система Б. Сначала надо ответить на вопрос «Зачем внедряем?» и при выборе системы  или отдельных модулей отталкиваться от него. Тогда и приоритеты будет проще расставлять, и  эффективность легче считать.

Другой излюбленный вопрос - как выбрать поставщика? тоже получил краткий ответ от Александра Тимошенко, руководителя программы ИДФ «Капиталъ». На предпроектном обследовании выбрать. Да, потратить на это деньги. Но они несоизмеримы с тем убытком, который может принести неверное решение.

Несмотря на то, что срок эксплуатации ERP у всех был разный (от шести лет до одного месяца), отрасли разные - в основном машиностроение, но были и другие, в том числе  пищевые предприятия, и масштаб разнился на порядок (от 17 тысяч  работающих до тысячи с небольшим), проблемы в значительной мере у всех оказались похожи.

Полное или почти полное отсутствие какой-либо автоматизации вообще, или некие архаичные ее формы, вроде систем на базе EC, или «зоопарк» почти не связанных между собой продуктов. Показательным был пример Балтийского завода, где до недавнего времени весь внутренний учет велся на бумажных формах советского образца, заполняемых вручную.

Неумение, а часто и нежелание персонала работать на компьютерах и вообще участвовать во внедрении какой-то там новой системы.  Эта проблема тесно связана с постановкой учета в целом.

Рефреном из доклада в доклад звучали счастливые слова: теперь мы знаем наконец, где, сколько и что именно у нас есть! Где оно хранится и кто за это отвечает. Даже на военном заводе существовала ситуация, когда половина всех запасов материалов и оборудования хранилась в цеховых кладовках, и выяснилось это только во время внедрения BAAN. Ранее эти материалы числились уже поступившими в цеха. На Балтийском заводе перед началом работ по внедрению провели первую в истории завода полную инвентаризацию. «Выяснили, из чего на самом деле делают корабли» - как сказал Андрей Симонов, зам.директора по управлению и начальник отдела развития ИТ.

Создание классификаторов тоже оказалось для всех непростым и небыстрым делом, например на Череповецком сталепрокатном заводе одно это заняло полгода.

На оргвопросы практически у всех уходили месяцы. Сергей Перминов (зам. начальника службы ИТ Чепецкого механического завода) выделил такие проблемы управления:

  • Отсутствие критериев управления, как качественных, так и количественных
  • Недостаточная регламентация управляющих функций
  • Отсутствие документированных методик исполнения функций
  • Отсутствие регулярности в исполнении функций
  • Несогласованность целей разных звеньев управления
  • Недостаточность мотивации в достижении целей

Большая часть выступавших в той или иной мере столкнулась с теми же самыми пунктами. «Внедрение ERP - это не ИТ проект. Это бизнес-проект» - так резюмировал свой опыт Владимир Игнатенко, начальник отдела внедрения и эксплуатации КнААПО.

Ясно, что при всем этом кардинально изменить ситуацию, когда на заводе тысячи работников, территория - цехов сорок, учетом занимаются женщины предпенсионного возраста, которые компьютера в глаза не видели, а в классификаторах - тысячи позиций, непросто. Тут поневоле проникнешься гордостью за страну и ее людей: ведь делают же!

Вообще некий ностальгический дух советских времен незримо в зале витал. Но это был хороший дух. Дух гордости за свой завод, обида за его развал, надежда на его будущие успехи, к которым ИТ имеет самое прямое отношение. Неслучайно многие выступающие по прежнему обращаясь к аудитории или рассказывая о рабочих совещаниях употребляли слово «товарищи», от которого уже стали отвыкать здесь, в Белокаменной.

Но, похоже, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке никто пустых иллюзий на государство больше не питает, и вопрос к начальнику по ИТ ставится очень четко: мы должны внедрить эту систему, или нам вообще нечего делать на рынке. Есть такие-то и такие-то контракты. Скажи, наша ит-структура позволит их выполнить? Если нет, то что меняем?

Все двигаются поэтапно, от пилотного проекта - к реализации на отдельном участке, расширяя затем сферу деятельности. «Лучше маленький успех, чем большой провал» - эта формулировка Александра Тимошенко, руководителя программы ИДФ «Капиталъ», хорошо описывает общий подход. Даже те, кто уже несколько лет использует ERP, говорят, что значительная часть процессов еще не сделана.

Главной проблемой остаются люди, которых надо учить и мотивировать. Например на КнААПО (самолетостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре)  организовали курсы подготовки для всех, кто будет работать с BAAN, сначала в учебных классах, потом на местах. А затем провели сертификацию на умение работать с системой, и кто ее со второго раза не прошел, должны были быть уволены. И несмотря на нулевой начальный опыт персонала в использовании компьютеров, ни нашлось никого, кто не смог бы сдать экзамен. Не меньше проблем с обучением было и на Балтийском заводе, но постепенно они  решались, и в результате здесь одним из основных эффектов внедрения считают формирование коллектива, работающего по-новому.

Что касается подсчета эффективности, то, по общему мнению, считают ее «от лукавого». То есть общепринятых методик нет, каждый изобретает какие-то свои способы оценить соотношение прибылей и убытков. Неизменно достижением все считают налаживание учета материалов и готовой продукции, связанное с этим уменьшение запасов, рост ритмичности производства,  точность выполнения заказов как по срокам, так и по номенклатуре, контроль поступления денежных средств и улучшение управления финансами в целом.

В основном автоматизируются отделы сбыта, закупок, склады, бухгалтерский учет. До автоматизации производства добрались еще немногие, а знанием точной реальной себестоимости своих изделий никто не похвастался. Похоже, что на подавляющем числе  предприятий вообще еще трудно вести речь об эффективности внедрения, поскольку даже половину пути почти никто не прошел (правда, многие называют этот путь бесконечным). Но и то, что уже сделано, позволяет докладчикам уверенно считать их проекты успешными и стоившими тех сил, времени и денег, которые были в них вложены.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 12.03.2004  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100