Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Карма нового века

Карма - одно из основных понятий индуизма и традиционной индийской философии, представляющее собой общую сумму совершенных всяким живым существом деяний и их последствий, определяющее характер его перевоплощения при новом рождении. Иными словами - влияние поступков и событий на настоящее и будущее существование.
Философский энциклопедический словарь

«По разделу „Модернизации экономики“ в качестве приоритетных расходов бюджета хотелось бы видеть мероприятия по инновационному развитию. Речь не идет о льготах электронному бизнесу по примеру Индии…, которая за счет внешней торговли продуктами и услугами информационных технологий получает экспортную выручку в 2-3 раза больше, чем Россия от всего экспорта вооружений, но хоть что-то надо же делать!» Из заключения экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2002 год».

В России Индию считали страной чудес еще со свидетельств Афанасия Никитина. Чудесами этой земли восхищались и колонизировавшие ее на протяжении десятилетий англичане, и долгое время имевшие туда весьма ограниченный доступ континентальные европейцы и североамериканцы. Однако, если спектр «традиционных индийских чудес» и был весьма широк и многообразен, он вплоть до самого конца ХХ века никогда не включал в себя явлений индустриально-экономического свойства. Индия - это «Махабхарата» и йоги, Тадж-Махал и сокровища Великих Моголов. Но Индия и информационно-технологический прогресс? Тем не менее, во второй половине 90-х годов самые разные, но в равной степени далекие от эмоциональности аналитические источники промышленно-финансовой сферы принялись наперебой обсуждать тему индийской ИТ-революции и ее невероятных достижений. В высказываниях и публикациях специалистов из Credit Suisse, First National Bank of Boston, Marryll Lynch и Elsina понятие «индийского технологического чуда» стало общим местом.

Но, с другой стороны, как иначе можно определить тот факт, что страна, так долго находившаяся в стороне от мировых процессов информатизации, в течение всего лишь пяти лет (1997-2002) добилась десятикратного увеличения объемов экспорта программного обеспечения, за один только кризисный для мировой отрасли ИТ 2002 год обеспечила 30-процентный рост производства ИТ-продукции и услуг, расширив свой потенциал в этой сфере до сотен и сотен фирм, создающих программное обеспечение, с суммарным оборотом в десять с лишним миллиардов долларов.

При том, что экономика Индии по всем канонам до сих пор считается аграрной, свыше 40% населения остаются неграмотными, а во многих инженерных учебных заведениях потребление электричества и сегодня строго нормируется, правительство с полным на то основанием планирует к 2005 году превзойти 35-миллиардную планку общенационального экспорта ПО, повысив таким образом его долю в валовом внутреннем продукте до 5-7%. С учетом того, что вклад всего российского ИТ-сектора в экономику нашей страны до сих пор составляет не более 1%, вполне понятно внимание наших экспертов к индийскому опыту развития отрасли. О перспективах использования аналогичных методов стимулирования ИТ-индустрии пока только говорят, но первые шаги к обновленному высокими технологиями сотрудничеству между двумя странами, к вхождению России в сверхбыстро прогрессирующий индийский бизнес уже понемногу начинают проявляться.

Об этом, в частности, заявил 16 мая этого года министр промышленности, науки и технологий Российской Федерации Илья Клебанов после подписания протокола по итогам заседания 9-й российско-индийской межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. «В ходе визита Владимира Путина в декабре 2002 года в Индию была достигнута договоренность об инвестировании Россией части рупийного долга в экономику Индии, - сказал он. - На прошедшем заседании было определено поле этого инвестирования. Это, прежде всего, сфера информационных технологий, а также металлургическая и угольная промышленность Индии». Принимая во внимание, что размер долга составляет несколько миллиардов рупий, такая схема, по мнению министра, позволит России создать хорошие условия для закрепления на высокоразвитом индийском рынке информационных технологий.

Дорога длиной в тридцать лет

Тем временем феномен индийской ИТ-революции достоин весьма серьезного изучения, - ведь за этим «чудом» стоит вполне конкретная и целенаправленная государственная политика, последовательно осуществляемая на протяжении уже трех десятков лет. Принято считать, что история индийской информатизации началась в 1970 году: именно тогда был учрежден государственный Департамент электронной промышленности, по инициативе и под руководством которого два года спустя началась реализация так называемой «Схемы организации экспорта программного обеспечения».

В соответствии с этой схемой правительство установило чрезвычайно высокие импортные пошлины на все основные виды высокотехнологичных товаров (до 135% на компьютерную технику и до 100% на программное обеспечение), создавая одновременно максимально выгодные условия для национальных компаний, занятых разработкой программной продукции. Для них предусматривались субсидии на развертывание экспортно-ориентированного производства, льготное кредитование, прогрессивное (опять же - в зависимости от объемов экспорта) снижение таможенных ставок на ввоз зарубежного оборудования. При полном отсутствии на стартовом этапе ИТ-развития какой бы то ни было необходимой инфраструктуры, индийские власти вынуждены были в срочном порядке принимать меры по организационной, административной и технической поддержке производителей конкурентоспособного интеллектуального продукта: были сформированы специализированные индустриальные зоны с преференциальным налогообложением, введена практика присвоения компаниям престижного статуса экспортно-ориентированной фирмы, предоставлявшего им расширенные права и возможности предпринимательства, а государственный Совет по содействию техническому экспорту развернул деятельность по оказанию этим компаниям помощи в области маркетинга их продукции. Схема прижилась, пустила корни и доказала свою дееспособность в качестве эффективного инструмента экономического стимулирования зарождающейся ИТ-отрасли настолько, что смогла с изменениями и дополнениями проработать целых 20 лет.

Новый импульс ускоренное развитие ИТ-промышленности в Индии приобрело в период руководства страной правительством Раджива Ганди (1984-89 гг.). Движение в сторону либерализации внешнеэкономических связей не могло не найти отклика со стороны зарубежных инвесторов, уже давно присматривавшихся к происходящим здесь революционным процессам, но до поры до времени не рисковавших вкладывать крупные средства в индустрию, находившуюся под тотальным государственным контролем. Постепенное ослабление централизованного регулирования, открытие дверей иностранному и венчурному капиталу на внутренний рынок, сопровождавшееся широкомасштабными реформами в области финансов и образования, привлекло в страну долгожданный и необходимый поток заморских инвестиций.

Во второй половине 80-х правительство Индии развернуло целую систему государственных льгот и гарантий для инвесторов в технологические фирмы и создало для их размещения огромные по размерам оффшорные зоны и технологические инкубаторы с крайне упрощенными и облегченными регистрационными и таможенными процедурами. Причем эффект от внедрения такой системы оказался чрезвычайно ощутимым и практически мгновенным. Ежегодный прирост объемов экспорта информационно-технологической продукции стал быстро увеличиваться, достигнув за десять лет поистине рекордных даже по международным меркам показателей: 1994 г. - 17%, 1995 г. - 23,4%, 1996 г. - 28,8%. К 1999 году доход от реализации этой продукции за рубежом составил 2,7 млрд. долларов, а в 2000 г. - превысил 4 млрд. И, как утверждают специалисты, это еще далеко не предел. При том, что на сегодняшний день объем мирового рынка программных продуктов и услуг равняется приблизительно 140-150 млрд. долларов, потенциал Индии таков, что лет через пять ее рыночная доля может превысить 50 млрд.

Среди стратегических мер, предпринятых правительством Индии к организации финансирования приоритетной ИТ-отрасли, нельзя не упомянуть и «настоятельную рекомендацию» министерствам и ведомствам о целевом выделении 2-3% их бюджетных средств на развитие информационных технологий. Этот сектор экономики был обеспечен и целым комплексом налоговых льгот, включая льготный подоходный налог с юридических и физических лиц, занятых исследованиями и разработками; уменьшение налогообложения спонсорской и спонсируемой деятельности в ИТ-областях; освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в страну по исследовательским проектам, финансируемым по линии правительства, и т. д. Правительство инициировало создание специального венчурного фонда информационных технологий, 40-процентную долю в котором имеет Банк Индии по развитию малого бизнеса, 30% владеет государство в лице Департамента электронной промышленности (ныне - Министерство информационных технологий), а остальные 30% распределены между специализированными исследовательскими институтами и частными компаниями. Цель деятельности фонда - предоставление стартового капитала и займов для развития малого бизнеса в ИТ-сфере вообще и разработке программного обеспечения в частности.

Специальным правительственным указом была обеспечена легитимная база для заключения торговых сделок в электронном режиме, признания действительной в юридических документах электронной подписи, предотвращения компьютерных преступлений и т. д. Совершенствование законодательства в области авторских прав и ответственности за несанкционированное использование программного обеспечения, всемерное поощрение получения национальными компаниями международных сертификатов ISO и CMM привело к тому, что Индия к сегодняшнему дню исключена из всех «черных списков» стран с высоким уровнем «интеллектуального пиратства» и весьма твердо встала на позиции цивилизованного ведения ИТ-бизнеса.

Индустриальная Индия: краткий курс политэкономической истории

1947 г. Провозглашение независимости Индии и ее территориальный раздел на Индийский Союз и Пакистан.

1950 г. Образование Республики Индия.

1955 г. Правительство Джавахарлала Неру берет курс на индустриализацию страны.

1957 г. Принятие новой Конституции. 1965 г. Война с Пакистаном.

1969 г. Завершение государственной монополизации производства телеграфной и телефонной аппаратуры и сферы телеграфно-телефонных услуг.

1970 г. Создание Департамента электронной промышленности, преобразованного в конце 90-х годов в Министерство информационных технологий.

1972 г. Утверждение правительственной «Схемы организации экспорта программного обеспечения», предусматривающей в процессе государственного экономического строительства приоритетное развитие ИТ-индустрии.

1985 г. Установлена национальная спутниковая система связи с 254 наземными станциями.

1986 г. Открыта линия доступа в Интернет «Ernet» В рамках специальной правительственной программы начинаются исследования и разработки по созданию высокопроизводительных вычислительных систем.

1991 г. Принятие правительственной Программы либерализации экономики. Департамент электронной промышленности Индии совместно с Software Technology Park приступает к созданию сети технопарков.

1994 г. По решению правительства «Ernet» закрывается.

1994-96 гг. Ежегодный рост объемов экспорта последовательно увеличивается до рекордных показателей: 17%, 23,4%, 28,8%. 1995 г. Под давлением бывших пользователей «Ernet» правительство создает государственную интернет-компанию VSNL.

1997 г. Открытие Института информационных технологий в Бангалоре. Пользовательская аудитория VSNL составила 28 тысяч человек, а в следующем году - 100 тысяч. Вступила в действие Программа экспортно-импортной политики Индии (ЭИП) на 1997/98-2001/02 финансовые годы.

1998 г. Отмена государственной монополии на интернет-услуги. Специально созданный Комитет по информационным технологиям при правительстве Индии (IT Task Force) разрабатывает программу развития ИТ-индустрии на последующее десятилетие - «IT Action Plan».

2000 г. Оборот рынка информационных технологий превысил 3 млрд. долларов, а рынка электронной техники - 20 млрд. долларов.

2001 г. Россия и Индия подписывают оборонное соглашение на сумму 10 млрд. долларов. 2002 г. Начало работ по созданию государственной суперкомпьютерной сети «I-Grid». 2003 г. Плановый срок ввода в строй пяти новых парков STP в Бангалоре.

Интернет для миллиарда

В телекоммуникационной сфере индийской индустрии основное внимание уделяется сбалансированному росту сетей передачи данных, модернизации старых систем, ускоренному сооружению новых - для обеспечения быстрорастущих требований ИТ-отрасли и повседневных нужд граждан. Тем не менее, для страны с площадью 2 973 190 квадратных километров и населением свыше миллиарда человек существующие на сегодняшний день услуги связи пока еще не могут быть признаны удовлетворительными и достаточными.

Для достижения полной самостоятельности и независимости Индии в сфере коммуникаций государственными и частными компаниями ведутся работы по внедрению цифровых технологий и средств в оборудование существующих систем связи. В 2001 г. правительство приняло решение об отказе от государственной монополии в области коммуникационных услуг, оказываемых через международные волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Разрешение участвовать в этом секторе частным компаниям вызвало резкую активизацию индийских фирм в вопросах разработки проектов строительства морских ВОЛС. Очевидно, что частные компании будут играть основную роль и в развитии общенациональной телефонной системы: в результате процессов либерализации экономики уже к 1996 году количество телефонных линий достигло 12,6 млн., и в настоящее время практически каждый сельский панчаят (орган местного самоуправления) оборудован средствами телефонной связи.

Если международные линии связи сформированы спутниковыми системами и оптоволоконными линиями связи, то на местных линиях пока сохранились медные кабели и используется аналоговая техника. В 1985 г. установлена спутниковая система связи с 254 наземными станциями приема, и сейчас Индия обладает 8 станциями «Интелсат» и одной станцией «Инмарсат» (в Индийском океане), 9 международными станциями, расположенными в различных городах - от Калькутты до Нью-Дели и четырьмя морскими кабелями LACOM с выходом к глобальной оптоволоконной магистрали (Fiber-Optic Link Around the Globe, FLAG).

Огромное значение при формировании коммуникационной инфраструктуры и развитии ИТ-индустрии в Индии придается использованию Интернета. Впервые доступ в Интернет был открыт здесь на рубеже 1986-1987 гг., когда при Департаменте электронной промышленности на средства ООН была создана сеть Education and Research Network (Ernet), и уже в начале 90-х годов Индия была включена в список 30 стран с наиболее развитой интернет-инфраструктурой. Однако в 1994 г., с прекращением финансирования ООН, Ernet была закрыта. Но ее популярность оказалась столь велика, что под давлением бывших пользователей этой сети правительство уже через год организовало взамен Ernet государственную компанию Videsh Sanchar Nigam Limited, число абонентов которой к середине 1998 г. достигло 100 тысяч человек.

При том громадном значении, которое придается сейчас в Индии процессам информатизации, и с учетом того, что число персональных компьютеров в стране увеличивается каждый год на 40-50%, неудивителен стремительный рост количества пользователей Интернета. Правительственная программа предусматривает, что к 2008 году на каждые 50 индийцев будет приходиться один ПК, оборудованный доступом в Интернет. Планы всеобщей компьютеризации и широкого использования Интернета во всех сферах жизни включают внедрение web-технологий в банковские услуги, медицину, образование, торговлю, работу информационных центров, библиотек и т. д.

Кроме того, в Индии функционирует и государственная национальная информационная сеть Nicnet, организованная на основе ресурсов Национального центра информатики (NIC) при Министерстве информационных технологий. Nicnet доступен сейчас из 540 районных центров Индии, столиц всех штатов и союзных территорий страны. К сети также подключены Андаманские острова, индийское посольство на острове Маврикий, институт медицинских исследований в Непале. Ресурсами сети бесплатно пользуются учебные и научно-исследовательские учреждения, государственные промышленные корпорации, а на коммерческой основе - многие местные и иностранные частные компании.

«Сделай сам»

Принцип «нет худа без добра» лишний раз продемонстрировал свою истинность, когда в ответ на введенные Западом ограничения на передачу ноу-хау в передовых технологических сферах ученые и инженеры Индии сами взялись за создание оборудования и компонентов, необходимых для передовых отраслей национальной индустрии. В ответ на категорический отказ администрации США разрешить поставку Индии суперкомпьютера, способного выполнять более 2000 мегаопераций в секунду (MTOPS), индийский Центр по развитию передового проектирования компьютеров (Centre for Development of Advanced Computing, C-DAC) в Пуне самостоятельно построил один из самых мощных суперкомпьютеров в мире PARAM-10000, рассчитанный на триллион математических вычислений в секунду. Высочайший уровень разработок и практических результатов был достигнут в лаборатории ANURAG (Advanced Numerical Research and Analisis Group) при создании сверхпроизводительной вычислительной системы РАСЕ (Process for Aerodynamics Computerised Evaluation), предназначенной, главным образом, для решения военно-прикладных задач.

В последнее время рост производства в индийской электронной промышленности составляет ежегодно 25-30%. Сегодня страна выпускает собственные компьютеры, коммуникационное оборудование, радиовещательные и стратегические приборы, телевизоры, микроволновые печи, стиральные машины и другую бытовую технику. Практически все внутренние потребности в дисководах, матричных принтерах, дисплеях, клавиатурах, графопостроителях и прочих периферийных устройствах удовлетворяются за счет отечественной продукции. В 2002 г. Индия приступила к организации государственной суперкомпьютерной сети I-Grid, которая сделает доступными высокопроизводительные вычислительные ресурсы для самых разных по профилю и масштабам организаций страны.

Однако главные достижения индийской ИТ-индустрии относятся, бесспорно, к сфере производства программного обеспечения. В настоящее время в стране насчитывается более 160 тысяч высококвалифицированных профессиональных программистов, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 40 процентов. Индия поставляет конкурентоспособные программные продукты и услуги почти в сто стран мира, последовательно увеличивая объем экспортных продаж. Беспрецедентный успех страны на этом поприще подтверждается тем, что в течение семи последних лет подряд она смогла обеспечить показатель прироста экспорта ПО в размере от 50% до 60%. Сейчас около 60% доходов от реализации программного обеспечения приходятся на экспортные операции, в которых сконцентрированы усилия 400 с лишним компаний. На долю двадцати самых крупных из них приходится 67% всего оборота. Причем 57% индийского экспорта идет в США, а 22% - в западноевропейские государства и только 21% - в другие страны.

По теории, эволюция экспорта программной продукции и услуг включает три основные стратегии, определяющие подъем государства по ступеням развития ИТ-индустрии: экспорт рабочей силы (в данном случае точнее было бы сказать - интеллектуальной силы), экспорт услуг и экспорт законченных программ, комплексов и систем. Индия к сегодняшнему дню освоила все эти стадии, постепенно снижая относительный показатель экспорта труда при одновременном увеличении доли поступлений от оффшорного программирования (с 25% в 1998 г. до 45% в 2001 г.) и доходов от продажи готовых программных продуктов (до 5-10% в 2001 г.).

Впереди планеты всей?

Интересно, что применительно к Индии даже процесс «утечки мозгов» с точки зрения структуры интеллектуального экспорта не является недостатком. И если для России этот процесс убыточен и даже гибелен, то для Индии - зачастую наоборот, прибылен и престижен. Значительное число выезжающих за рубеж квалифицированных специалистов либо в конечном итоге возвращаются с багажом дополнительных знаний и навыков, либо активно участвуют в работе различных иностранных компаний - чаще всего заморских представительств индийских фирм. Еще начиная с 70-х годов выпускники индийских технических вузов стали ездить на работу в мировые центры электронной промышленности и прежде всего, конечно, в США, в Кремниевую долину. А теперь многие из тех молодых людей стали топ-менеджерами крупных компаний, а некоторые (как Винолд Хошла, основатель Sun Microsystems) вошли в элиту глобального ИТ-бизнеса. По данным журнала Red Herring, капиталы этнических индийцев, живущих и работающих в американских технологических центрах, оцениваются в 25 млрд. долларов, причем не менее 1300 человек из них являются миллионерами с состоянием свыше 30 млн. долларов.

Естественно, что, занимая ведущие позиции в менеджменте технологических компаний США, эти люди имеют возможность влиять на процесс размещения заказов на внешних рынках, и, что тоже совершенно естественно, индийские руководители создают условия для участия в бизнесе прежде всего своим друзьям и родственникам на родине. И это вовсе не означает местничество или коррупцию, - просто по вполне объяснимым причинам при прочих равных условиях заказ получает соотечественник топ-менеджера, а не кто-либо другой. Тем более, что для индийца родственные связи имеют намного большее значение, чем для европейца или американца, - а ведь индийская семья (брихаткутумба) может включать в себя десятки и сотни людей!

Так или иначе, но бурный рост новых наукоемких отраслей экономики Индии привел к резкому увеличению доли быстро преуспевающего среднего класса, составляющего на сегодняшний день почти 20% населения (200 миллионов человек). А далее, по подсчетам специалистов, при ежегодном увеличении ВВП на 8% уже в 2005 году Индия может разрешить проблему бедности, а к 2020 году - занять 4-е место в мире по количеству граждан с уровнем доходов на душу населения в 1500 долларов и выше.

Вполне логичным и закономерным итогом последовательной государственной политики заключительных десятилетий ХХ века стало официальное провозглашение курса Индии ни больше ни меньше как на мировое лидерство в области информационных технологий. Созданный в 1998 году правительственный Комитет по информационным технологиям разработал программу развития этой отрасли на последующее десятилетие, получившую краткое и емкое название - «IT Action Plan». И если его показатели еще пару лет назад выглядели, мягко говоря, немного утопическими, то, исходя из сегодняшних данных о динамике роста индийской ИТ-индустрии, они уже не вызывают недоверия ни у инвесторов, ни у аналитиков, ни у конкурентов. В качестве основных направлений развития отрасли этот план предусматривает:

- совершенствование телекоммуникационных систем как ключевого фактора прогресса индустрии с целью создания информационной инфраструктуры мирового класса;
- достижение к 2008 г. объема ИТ-экспорта в 50 млрд. долларов;
- решение задач сплошной информатизации всех жизненно важных экономических и социальных сфер.

Экономика Индии сегодня - одна из крупнейших в мире и пятая по величине с точки зрения объемов покупательной способности. В Индии крупный и быстро расширяющийся потребительский рынок - свыше 300 млн. человек формируют рынок потребительских товаров, мощный и зрелый частный сектор, производящий 75% всего ВВП. С учетом развития высокотехнологичных отраслей не за горами и еще одно «индийское чудо» - стремительный и всеобъемлющий социальный прогресс. А для чего, как не для его обеспечения, существует государство?

 

Парки индустриального периода

В 1991 г. по решению правительства Департамент электронной промышленности совместно со специализированной государственной организацией Software Technology Park (STP) приступил к созданию на территории Индии сети технопарков. Идея их отнюдь не нова (достаточно вспомнить наш отечественный Академгородок под Новосибирском), но в индийских условиях был весьма эффективно реализован главный ее смысл, состоящий в формировании центров сосредоточения квалифицированных кадров, передовых знаний и технологий с быстрым внедрением последних в производство. В Индии технопарки в принципе освобождаются от налога на импорт, а на первые пять лет своей деятельности - от уплаты внутренних налогов и сборов, а также имеют множество других льгот по оплате услуг энергоснабжения, связи (включая спутниковую) и т. п. Сейчас развитые технопарки уже приобрели черты комплексных научно-исследовательских центров «замкнутого производственного цикла» с современной инфраструктурой и с самыми передовыми средствами проведения исследований и разработок в области электроники и информатики. Вслед за первыми одиннадцатью парками, возведенными к концу 90-х годов главным образом в южных штатах страны, развернулось строительство еще двадцати, к созданию которых были привлечены прямые иностранные инвестиции в сумме более 6 млрд. долларов. При том, что в целях ликвидации технологической пропасти между отдельными штатами и районами страны многие технопарки возводятся в регионах, считавшихся ранее экономически отсталыми, со стороны иностранных инвесторов и участников строительства зачастую высказываются обоснованные претензии к неудовлетворительной организации их создания и работы. Наибольшие нарекания вызывают, как правило, частые перебои с энергоснабжением и обеспечением устойчивости каналов связи. По мнению индийских экспертов, привлекательность некоторых технопарков снижается также за счет их нерационального расположения и завышенной платы, взимаемой с корпоративных участников их работы. Все это является результатом непродуманных действий правительств некоторых штатов, которые в погоне за прибылью не проводят необходимых маркетинговых исследований конкретного сектора промышленности и потребностей работающих здесь компаний. В этой связи наиболее привлекательным и высокоорганизованным центром «технопаркового движения» является и, очевидно, еще долго будет оставаться город Бангалор в штате Карнатака: там, помимо уже действующих объектов ИТ-индустрии, продолжается грандиозное строительство пяти новых парков (и прежде всего - Mega Technology Resource Park стоимостью свыше 3 млрд. долларов), которое ведет консорциум нескольких компаний - Archana Telecom Services, Melaster Group, West-Indies Universal Holding и др. О своем участии в деятельности будущих технопарковых структур уже объявили ТCS, SAP, Siemens, Wipro и многие другие известные в ИТ-бизнесе компании.

 


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 11.12.2003  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100