Для чего нужна корпоративная стратегия, и каким образом ее лучше создавать?

В настоящее время тема формирования стратегии часто поднимается в специализированных периодических изданиях, прессе и в административных офисах российских предприятий. Стратегический менеджмент постепенно становится важным элементом управленческой деятельности в России. В связи с этим особую важность приобретает использование и творческая переработка опыта западных компаний, который был накоплен ими за прошедшие 30-40 лет.

Однако первичное знакомство отечественных менеджеров с проблемой корпоративной стратегии наталкивается на ряд препятствий, обусловленных, в первую очередь, многочисленностью определений того, что следует относить к стратегическому управлению и что надо понимать под стратегией вообще. На этот счет в западной литературе существует значительное количество разночтений, что обусловлено существованием большого числа школ, стремящихся сформулировать оригинальные, не совпадающие друг с другом взгляды на анализ и разработку стратегий. Каждый из предлагаемых подходов имеет свои достоинства и недостатки, конкретные практические основания и помогает решить некоторые проблемы в этой области. Однако из-за этой теоретической неразберихи бывает сложно понять, какой подход следует использовать применительно к особым условиям деятельности российских компаний.

Чтобы как-то приблизится к данной проблеме или постараться понять, нужна ли стратегия вообще, необходимо осознать, какие преимущества российским компаниям она может дать. Следует сразу отметить, что крупные отечественные корпорации этим вопросом занимаются уже давно, с того момента, когда они стали следить за изменением капитализации рынка своих акций. Однако средние и малые предприятия этим новшеством пока еще не охвачены. Поэтому данная статья в первую очередь предназначается руководителям, которые пока еще до конца не решились на трансформацию управленческого аппарата с целью развития стратегического менеджмента.

Для начала полезно очертить границы того, где начинается стратегический менеджмент и где аходятся его пределы. В связи с этим следует усвоить несколько моментов.

Во-первых, стратегический менеджмент всякий раз востребован там, где компания сталкивается с необходимостью соотнести свой внутренний потенциал развития с условиями, складывающимися в окружающей ее деловой среде.

Во-вторых, есть сложности с пониманием того, насколько долго в складывающихся рыночных условиях, с учетом интенсивности и особенностей конкурентной борьбы, компания сможет сохранить финансовую рентабельность и оставаться привлекательной для внешних инвесторов.

В-третьих, понимание того, какие шаги необходимо предпринять и какие инвестиции осуществить, чтобы сохранить или усилить свои позиции в каждом отдельно взятом рыночном сегменте.

В-четвертых, определение целесообразности и перспектив выхода на другие новые для компании рынки продукции или услуг, где раньше она не осуществляла своей деятельности. В-пятых, необходимость проведения организационных преобразований в компании с целью более рационального использования имеющихся у нее ресурсов и привлечения новых.

Если менеджер, ответственный за развитие предприятия, реально столкнулся с одной или несколькими из вышеперечисленных проблем, то с уверенностью можно сказать - для этого предприятия настало время вплотную заняться стратегией своего развития.

Как это сделать?

 


Страница сайта http://www.silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=1605