Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Информационный центр
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Входной билет на новый рынок

Юлиана Петрова

В секторе информационных технологий для страхования сегодня происходит примерно то же самое, что и на рынке программ и услуг для автоматизации банков в период его становления. Лет десять назад гигантский "банковский" сектор ИТ-рынка, емкость которого оценивается в 40-50 млн долларов, за относительно короткий срок был поделен между несколькими софтверными компаниями, и сейчас вытеснить их с "насиженных мест" уже практически невозможно. Рынок информационных услуг для страховых компаний, пока практически не существующий, в перспективе будет сопоставим с рынком услуг для банков, и сражение за него обещает быть не менее серьезным.

Начало всему положил закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО)", вступающий в силу с 1 июля. Закон этот, как ожидается, вызовет колоссальные качественные и количественные изменения на рынке страховых услуг. В первую очередь потому, что сейчас - пожалуй, впервые - речь пойдет об освоении страховщиками действительно массового и реально требующего выплаты возмещений рынка (обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев, страхование предприятий - источников повышенной опасности и обязательное медицинское страхование не в счет, тут, как правило, работают другие механизмы). По закону ОСАГО приобретать полисы в обязательном порядке должна будет целая армия автовладельцев, 25-30 млн человек (сейчас добровольно "автогражданку" страхуют не более 5-7% от этого числа). Страховым компаниям придется перестраивать свою работу, чтобы соответствовать таким темпам роста рынка. Зато и выручка их, как ожидается, увеличится многократно: если в прошлом году доходы от добровольного автострахования в России составили 360 млн долларов, то в ближайшие несколько лет ежегодные поступления только от "автогражданки" достигнут, по разным оценкам, 1-2,5 млрд долларов. Короче говоря, обязательная "автогражданка" станет весьма перспективным бизнесом для ведущих отечественных страховщиков, финансово-промышленных групп, инвестиционных фирм и крупнейших западных страховых компаний. Но прежде чем деньги миллионов автомобилистов польются в кассы страховщиков, частично оседая в ГИБДД в виде штрафов, этим самым страховщикам и государственным ведомствам стоило бы решить ряд организационных и технических проблем. Иначе основа всего, закон об обязательной "автогражданке", просто не будет работать как следует.

Цена билета

Банк данных по автострахователям станет одной из немногих в России баз данных общенационального масштаба

Данные, которые будут храниться в банке данных по автострахователям:

Сведения о договорах обязательного страхования: - сведения о страхователях;

  • персональные данные страхователей (? - спорный момент);
  • сведения о фактах страхового мошенничества*;
  • черные списки недобросовестных сотрудников страховых компаний**.

Информация о страховых случаях:

  • страховые случаи и произведенные выплаты;
  • размер материального ущерба и время выплат;
  • сведения о транспортных средствах и водителях - участниках ДТП;
  • сведения о третьих лицах, пострадавших в ДТП;
  • персональные данные потерпевших (? - спорный момент);
  • досье на водителей, небрежно управляющих транспортными средствами (? - спорный момент).

Обобщающие данные:

  • обобщенные сведения о страховых случаях и произведенных выплатах;
  • обобщенные сведения о страхователях;
  • краткосрочные и долгосрочные прогнозы рынка;
  • расчеты размеров страховых резервов;
  • контроль формирования компенсационных фондов;
  • предложения по изменению законодательства.

Взаимодействие и обмен данными:

  • банки данных по иным видам страхования;
  • ведомственные базы данных (ГТК, Генпрокуратура, МВД в целом и его структуры - УБЭП, ГАИ и милиция и др.);
  • базы данных автозаводов;
  • Интерпол, международные страховые и иные организации;
  • российские страховщики, не участвующие в программе ОСАГО;
  • реестры экспертов-оценщиков, брокеров и т. п.

*70% случаев страхового мошенничества приходится на автострахование.

**Накапливаются службами безопасности нескольких страховых компаний.

Очевидно, что исполнять закон об ОСАГО вряд ли возможно без информационной системы, которая могла бы отслеживать действие страховок в масштабе всей страны. Она нужна Российскому союзу автостраховщиков (РСА), объединяющему 61 столичную и региональную компании, - закон разрешает собирать страховые премии только членам этого профессионального объединения. Лишь имея в своем распоряжении общую информационную базу, страховщики могут бороться с возможным страховым мошенничеством и контролировать компенсационные выплаты. И только с помощью такой базы можно накапливать статистические данные о водителях, машинах и дорожно-транспортных происшествиях. Эти сведения, как поясняет генеральный директор РСА Андрей Слепнев, нужны, чтобы рассчитывать скидки и надбавки к страховым тарифам в зависимости от наличия или отсутствия убытков по договорам (так называемая система "бонус-малус"). Единая регистрационная база данных о машинах и их владельцах понадобится и ГИБДД, которая по закону будет обязана штрафовать незастрахованных автомобилистов. В конце концов именно из-за отсутствия в стране такой базы данных до сих пор остается неясным, сколько именно должен стоить полис: 130, 150 или 90 долларов? Любая из этих цифр, интересующая миллионы людей, не имеет под собой обоснованных расчетов, вызывая подозрения, что речь идет о введении еще одного налога на автовладельцев.

Желание взяться за разработку подобной информационной системы в расчете на бюджетное финансирование проекта изъявляли и страховщики, и ГИБДД, и Минтранс. Однако неожиданно выяснилось, что, принимая закон об "автогражданке", законодатели забыли предусмотреть в бюджете 2003 года финансирование расходов на его реализацию. Запоздалые попытки страховщиков выбить у государства 645 млн рублей на создание общероссийской информационной системы для себя и для гаишников или хотя бы 240 млн только для ГИБДД провалились. После чего Госавтоинспекция решила создавать объединенную регистрационную базу для обязательной "автогражданки" отдельно от страховых компаний. Как сообщил "Эксперту" начальник отдела административной практики и дознания ГИБДД Владимир Кузин, руководство ГИБДД уже обратилось к правительству с просьбой предусмотреть соответствующие расходы в бюджете 2004 года. У РСА, таким образом, не осталось другого выхода, кроме как профинансировать необходимый ему проект из собственных средств - вступительных взносов. Денег, правда, удалось собрать лишь около 2,5 млн долларов, почти на порядок меньше того, что союз надеялся получить из бюджета. Но с этого хотя бы можно начинать.

Более или менее определившись с финансовыми вопросами, в конце декабря прошлого года автостраховщики объявили открытый конкурс на разработку и внедрение информационной системы для обязательного страхования. Основные требования, совместно сформулированные ИТ-менеджерами фирм - учредителей РСА, были таковы: центральная база данных РСА должна содержать сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, данные о страхователях, потерпевших, машинах и их владельцах. Страховые компании будут пересылать в нее сведения обо всех договорах с клиентами, дорожно-транспортных происшествиях и поступивших претензиях, поэтому система должна уметь взаимодействовать по меньшей мере с сотней страховых компаний и обрабатывать данные по ста миллионам договоров и ста миллионам автомобилей. По оценкам Андрея Слепнева, на реализацию подобного ИТ-проекта понадобится около двух лет, а его конечная стоимость будет зависеть от того, что именно предложат разработчики. Таким образом, ни сроки реализации проекта, ни его бюджет не были определены заказчиком до начала тендера. К тому же в отличие от других подобных мероприятий конкурс РСА не предусматривал жестких критериев отбора, таких, как, например, минимальная цена. По сведениям из наших источников, Союз автостраховщиков формально не опубликовал даже правил оценки предложенных вариантов с учетом важности каждого из критериев, хотя извещать о механизме принятия решений принято при проведении любого солидного тендера.

Места в партере

Трудно припомнить другой ИТ-тендер, который был бы столь неопределенным и сопровождался бы таким разноплановым противоборством, как конкурс РСА. Начнем с того, что тендерные требования допускали чрезвычайное разнообразие предлагаемых конкурсантами решений. Вследствие этого в числе 21 претендента оказались и разработчики заказного софта, и системные интеграторы с "железно-сетевым" уклоном, и специалисты по средствам защиты данных, не говоря уже о поставщиках учетно-управленческих систем, прикладных программ для финансового сектора и консультантах широкого профиля. Впрочем, в один голос говорят участники конкурса, все это мелочи по сравнению с главным - прежде чем объявлять тендер, страховщикам обязательной "автогражданки" следовало бы определиться со своими страховыми продуктами и разработать правила взаимодействия компаний и форматы данных, которыми они станут обмениваться друг с другом и с РСА. Задача эта не только крайне важная, но и очень непростая, поскольку члены союза, хотя и входят в одно профессиональное объединение, по сути являются конкурентами. И несмотря на то что все они понимают: анархия в этом вопросе неизбежно обернется для них убытками, а значит, договариваться так или иначе придется, дела пока далеко не продвинулись.

Конкуренты-соратники мерились друг с другом силами в конкурсной комиссии, стараясь протолкнуть "своих" ИТ-поставщиков. Справедливости ради стоит сказать, что подобные политические конфликты неизбежны практически в любом крупном тендере, как российском, так и зарубежном, к этому все давно привыкли. Важно лишь не допускать патовых ситуаций, которые могли бы полностью парализовать процесс принятия решений. Автостраховщикам, кажется, удалось избежать этой опасности. После первого отборочного этапа, результаты которого были объявлены в начале февраля, во второй, завершающий, тур конкурса РСА вышли шесть компьютерных компаний: "Крок", "Оптима", CSBI, TopS BI, BCC и московское представительство американской фирмы Vested Development (VDI). Предполагалось, что к концу февраля из этих шести финалистов и выберут победителя, но мнения в тендерной комиссии разделились, и было принято компромиссное решение - заключить контракты на разработку технического задания одновременно с тремя компаниями: "Крок", TopS BI и CSBI.

Какие бы соображения ни повлияли на решение тендерной комиссии, следует признать, что тройку финалистов составили компании, обладающие солидным опытом автоматизации страховщиков. Например, CSBI специализируется на создании и внедрении прикладных программ для банковского дела и страхования. Шансы "Крока", системного интегратора общего профиля, отмечают источники "Эксперта", заметно повысились, после того как компания скооперировалась с VDI, разработчиком заказного программного обеспечения, отсеянным на первом этапе конкурса. Наконец, TopS BI специально для работы на страховом рынке создала дочернюю компанию "TopS финансовые системы" на базе эстонской софтверной фирмы "Акриформ", занимавшейся автоматизацией обязательной "автогражданки" в Эстонии. Самого достойного из этих трех претендентов определят, сопоставив разработанные ими технические задания, имя победителя станет известно уже в апреле.

Значение победы в конкурсе РСА для каждой из компаний трудно переоценить - исполнитель проекта, имеющего стратегическую важность для всего сообщества автостраховщиков, получит прямой доступ к десяткам страховых компаний. И речь идет не просто о еще нескольких выгодных заказах, а о том, чтобы "застолбить" участок на зарождающемся рынке ИТ-услуг для массового страхования, в том числе в сегменте страхования автогражданской ответственности. И это особенно важно, поскольку условия для роста сектора складываются весьма благоприятные. Аналитики подсчитали, что страхование обязательной "автогражданки" окажется рентабельным всего для нескольких десятков компаний. Поэтому в обозримом будущем между автостраховщиками может развернуться настоящее сражение за частного клиента, в которое захотят вступить и крупнейшие западные игроки. А значит, вырастет и спрос на современные компьютерные системы для эффективного страхового учета и автоматизации массового обслуживания.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 24.03.2003  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100