Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
НАВИГАЦИЯ
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Российские технологии

Внедрение LTE может стать драйвером роста сетевого аутсорсинга в России

На российском телекоммуникационном рынке повышается интерес операторских компаний к сетевому аутсорсингу. За последний период в стране появилось по меньшей мере пять - шесть проектов национального масштаба. Причем сильнейшим драйвером сетевого аутсорсинга в РФ является развертывание инфраструктуры LTE. Об этом говорится в отчете аналитической компании J’son & Partners Consulting, которая провела исследования аутсорсинга сетей связи операторами подвижной и стационарной радиосвязи в РФ.

Рынок аутсорсинга, говорится в отчете, считается одним из самых закрытых, вероятно, даже более закрытым, чем сфера слияний и поглощений (M&A). Многие параметры сделок никогда не разглашались. Мировая статистика фиксирует сделки, где даже не раскрываются имена одной из сторон. И все же ожидается, что общая тенденция международного и отечественного рынков аутсорсинга сетей связи в среднесрочной перспективе сохранит положительный тренд роста, несмотря на кризисные явления в мировой экономике.

Актуальность проблемы сетевого аутсорсинга

В последние годы операторы мобильной и стационарной связи во всем мире столкнулись с необходимостью ревизии привычных цепочек создания стоимости и, прежде всего, с проблемой кардинального пересмотра своей структуры затрат. Такая необходимость вызвана быстрой заменой традиционных технологий коммутации услуг на более широкополосные, но приносящие меньший доход, услуги с коммутацией пакетов.

В результате операторы мобильной связи, если они хотят сохранить прибыльность своего бизнеса, все чаще вынуждены переходить на работу с партнерами. Для крупных сетевых игроков уже привычными становятся такие операционные модели как аутсорсинг ресурсов, аутсорсинг оборудования, аутсорсинг объектов связи, а также совместное владение сетевыми активами.

Расчеты показывают, что развертывание на ограниченном рынке сразу нескольких LTE-сетей крайне невыгодно, поэтому менеджмент крупных операторов все чаще полагается на внешнюю или разделяемую сетевые инфраструктуры. Некоторые эксперты считают, что аутсорсинг и обмен инфраструктурой могут увеличить операционный денежный поток оператора мобильной связи на целых 10%.

Мировой рынок демонстрирует весьма удачные примеры подобного симбиотического партнерства. В Великобритании компании Vodafone и O2 выступили с инициативой Cornerstone, предполагающей совместное использование сайтов мобильных сетей (sitesharing). Другая пара крупных операторов - T Mobile и Orange - в рамках проекта Everything everywhere сделали еще один шаг вперед и создали совместную инфраструктурную компанию, которая отвечает за сети доступа обоих брендов.

Состояние мирового рынка аутсорсинга

По данным Everest Global, в мире в среднем каждые три месяца заключаются от 140 до 180 контрактов на аутсорсинг, т. е. речь идет о 600-700 контрактах в год. Большинство контрактов - около 70% - заключается на аутсорсинг в сфере информационных технологий, куда аналитики включают и телекоммуникации (IT Outsourcing, ITO). Значительно меньше в мире прнименяется аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO) - в 27% случаев. Еще реже встречаются комплексные контракты на ITO и BPO одновременно.

Сама по себе телекоммуникационная отрасль составляет весьма незначительную часть рынка аутсорсинга - около 6%. Определяющую роль на этом рынке играют государственные структуры, BFSI (банки и страхование), медицинские учреждения, а также сегмент под названием "другие", в который входят многопрофильные предприятия, рекламные агентства, СМИ, образовательные учреждения и т. п. В этот же сегмент аналитики включают и контракты аутсорсинга, в которых не раскрывается имя клиента.

Оценить объем рынка аутсорсинга сетей связи не просто, поскольку во многих случаях финансовая сторона заключаемых контрактов остается закрытой. На рис. 1 показан результат композиции данных ведущих консалтинговых агентств. Объем рынка аутсорсинга сетей связи в 2012 г. оценивается в 62-64 млрд. долл. Если принять, что в 2005 г. этот объем составлял 51-52 млрд. долл., то усредненный годовой рост за семилетний период составил около 3%. Однако, если учитывать только посткризисные годы, то CAGR исчисляется 8% (рис. 2). Прогнозируется, что к 2016 г. рынок должен вырасти на 5%.

Из общего объема доходов управляемые сервисы составили около одной трети и эта доля непрерывно растет. По прогнозам, объем мирового рынка аутсорсинга сетей связи в среднесрочной перспективе сохранит положительный тренд роста.

По объему получаемых доходов безусловным лидером является Ericsson, получившая в 2012 г. около трети всех доходов аутсорсингового рынка. Далее с одинаковой долей идут Nokia Siemens Networks (новое название этой фирмы после реорганизации - Nokia Solutions and Networks) и Huawei Technologies. Четвертый крупный игрок - Alcatel-Lucent. Всего на долю "большой четверки аутсерсеров" приходится более 80% доходов.

Российский рынок аутсорсинга как часть мирового

Члены "большой четверки аутсерсеров" по-разному относятся к России как потенциально привлекательному рынку сетевого аутсорсинга. По настоящему крупных проектов национального масштаба по состоянию на середину 2013 г. в России зафиксировано шесть. Четыре проекта ведет Huawei и два - NSN. Со стороны операторов в этих проектах участвуют тоже четверо - "большая тройка" мобильных операторов и "Скартел" (Yota).

Потенциально сильнейшим драйвером сетевого аутсорсинга в России является развертывание сетей LTE. В целом мотивация крупных российских операторов в части аутсорсинга сетей связи не отличается от зарубежных коллег.

Если говорить об особенностях российского законодательства, то надо отметить, что по состоянию на середину 2013 г. в стране существует 71 нормативно-правовой акт, на соответствие которым Роскомнадзор имеет право проверять организации, осуществляющие свою деятельность в сфере связи. В 2011 г. таких актов было только 48.

Самой большой проблемой остается нерешенность вопроса о сервитуте - наиболее оптимальной для операторов форме права на землепользование при строительстве и эксплуатации линейно-кабельных сооружений. Ожидается, что 2013 г. может принести существенные положительные изменения в законодательстве. В настоящее время вносятся изменения в закон "О связи", активно обсуждается новая лицензионная политика и другие кардинально важные нормативно-правовые акты.

Если говорить об аутсорсинге ресурсов в РФ, то российские операторы пока еще редко делегируют зарубежным производителям задачи по строительству сетей. Чаще всего этим занимаются российские системные интеграторы и региональные строительные организации.

Характерной чертой российского рынка строительства и эксплуатации сетей связи является наличие одного крупного игрока - ГК "ИНФРА инжиниринг", а также нескольких компаний, у которых масштабы деятельности ниже ГК "ИНФРА инжиниринг" в четыре - шесть раз.

Теперь об аутсорсинге оборудования в РФ. Мировые производители предпочитают заключать контракты с операторами сетей национального масштаба. Российские аутсорсеры же работают с сетями регионального масштаба, но это мешает им выполнять локальные задачи крупнейших операторов.

При подготовке любого контракта на аутсорсинг основное время уходит на абсолютно четкое и недвусмысленное формулирование полномочий и распределение зон ответственности обеих сторон - оператора и сервис-провайдера. Подобное согласование может занимать несколько месяцев или год, а объем финального документа может составлять сотни страниц. Так что аутсорсинг оборудования предполагает четко сформулированную метрику качества обслуживания - набор KPI.

И наконец, об аутсорсинге объектов связи. Это набор сервисов, который легче всего операторы соглашаются передать на аутсорсинг, а вендоры - принять. Полевое обслуживание объектов связи при передаче на аутсорсинг сулит наибольшее сокращение операционных затрат и проще всего калькулируется и проверяется, говорится в отчете J’son & Partners Consulting.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 19.08.2013  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100