Russian version
English version
ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ
 
Юридическая поддержка
 
Для зарегистрированных пользователей
 
РАССЫЛКИ НОВОСТЕЙ
IT-Новости
Новости компаний
Российские технологии
Новости ВПК
Нанотехнологии
 
Поиск по статьям
 
RSS-лента
Подписаться
Статьи и публикации

Новое в ИКТ-законодательстве: июль 2011 года

Елизавета Валяева

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных".

Приняты поправки в Закон о персональных данных, касающиеся мер по обеспечению безопасности персональных данных и законности при их обработке. Определен исчерпывающий перечень случаев обработки персональных данных. Так, она осуществляется оператором: с согласия субъекта персональных данных; если необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги и др. Возможна также обработка сведений, доступ к которым для неограниченного круга лиц предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

Субъект может согласиться на обработку своих данных не только лично, но и через своего представителя. В этом случае оператор должен проверить полномочия последнего на дачу согласия от имени субъекта.

Подробно регулируются вопросы, связанные с поручением оператора обработать персональные данные другому лицу. В этом случае ответственность перед субъектом персональных данных за действия такого лица несет оператор. Лицо, исполняющее поручение оператора, ответственно перед ним.

Для того чтобы обеспечить выполнение установленных обязанностей, оператору предписывается принимать необходимые и достаточные для этого меры. Речь идет о назначении ответственных за организацию обработки персональных данных; внутреннем контроле (аудите) соответствия обработки законодательству и требованиям к защите персональных сведений; оценке вреда, который может быть причинен субъектам в случае нарушения последних, и др.

Поправки также требуют, чтобы операторы при обработке персональных данных принимали меры для их защиты от неправомерного (случайного) доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий.

Обеспечить безопасность персональных данных возможно следующими мерами. Определять угрозы безопасности, оценивать эффективность мер по обеспечению последней до ввода информсистемы в эксплуатацию. Использовать средства защиты информации, прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия. Установить правила доступа к персональным данным и обеспечить регистрацию и учет всех действий, совершаемых со сведениями в ИС и др.

Граждане имеют право на возмещение морального вреда в случаях нарушения правил обработки персональных данных, требований к защите последних.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования. Действие положений всего Закона о персональных данных распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности".

Упорядочена система фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые могут получать налоговые льготы. Установлены особенности их правового статуса.

Уточнено понятие гранта. Соответствующие денежные средства можно направлять на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.

Научная, научно-техническая, инновационная деятельность может финансироваться Россией, субъектами Федерации, а также физическими и юридическими лицами.

Кроме того, юридическим и физическим лицам предоставлена возможность создавать негосударственные фонды.

Государственные фонды могут создаваться в форме бюджетных и автономных учреждений. Определена структура органов управления.

Закреплены общие положения о конкурсе научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Установлены требования к экспертизе заявок.

Отчет о деятельности государственного фонда размещается на его интернет-сайте.

Внесен ряд изменений в НК РФ. В частности, к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, отнесены средства, полученные из фондов. Речь также идет о тех, которые поступили на формирование последних. Они относятся к средствам целевого финансирования.

Закон вступает в силу с 1 октября 2011 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В связи с принятием Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации возникла необходимость привести к единообразию положения законодательных актов, затрагивающих данные вопросы.

Термины, не имеющие нормативного закрепления (в частности, "информатизация", "конфиденциальная информация", "сети общего пользования"), заменены на понятия, предусмотренные действующим законодательством ("информационные технологии", "информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности", "сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц").

Кроме того, закреплены такие новые термины, как "электронное сообщение", "информационные технологии", "обладатель информации", "доступ к информации", "конфиденциальность информации", "оператор информационной системы", "информационно-телекоммуникационная сеть".

Уточнены требования по защите коммерческой тайны. Так, при увольнении работник обязан передать работодателю имеющиеся у него материальные носители такой информации либо уничтожить ее или удалить с этих носителей под контролем работодателя.

На органы и агентов валютного контроля возложена обязанность соблюдения не только коммерческой, банковской, налоговой, но и иной охраняемой законом тайны. Они также должны защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Постановление правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 613 "О разработке, подключении и функционировании федеральных электронных приложений за исключением электронного банковского приложения".

С 2012 г. гражданам будут бесплатно выдаваться универсальные электронные карты.

Такая карта представляет собой материальный носитель, на котором зафиксированы сведения о ее пользователе. Она обеспечивает доступ к информации, необходимой, чтобы удостоверить права на получение государственных и муниципальных, а также иных услуг. Карта должна иметь федеральные электронные приложения. В их числе полис обязательного медицинского страхования, свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Закреплено, как разрабатываются, подключаются и функционируют федеральные приложения (кроме банковского). Орган или организация, намеревающиеся использовать федеральное приложение при предоставлении услуг, направляют в Минэкономразвития России заявление и ряд других документов. Это касается случаев, когда данные услуги ранее не предоставлялись или оказывались без применения такого приложения. Заявитель направляет копии материалов в Минкомсвязи России, ФСБ России и компании "Универсальная электронная карта".

Предусмотрены 2 варианта. Первый - в идентификационное приложение включается дополнительная область данных. Второй - на карте размещается независимое федеральное приложение.

Минэкономразвития России создает специальную комиссию для принятия решений.

Установлено, как подключаются дополнительная область данных и независимое приложение.

Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р.

Одобрена концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Система должна обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов власти, а также повысить качество финансового менеджмента организаций сектора госуправления.

Так, с ее помощью планируется обнародовать плановые и фактические результаты работы сектора в сфере управления общественными финансами. Размещать информацию об активах и обязательствах публично-правовых образований. Своевременно отражать в электронном виде все совершаемые финансово-хозяйственные операции.

Предполагается, что доля юридически значимого электронного документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора госуправления составит не менее 70%.

Благодаря новой системе время формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности указанных организаций сократится в 1,5 раза, а ее обработки - на 30%.

Каждому пользователю хотят предоставлять интерактивный доступ к информационным ресурсам системы вне зависимости от его территориальной удаленности через схему "личных кабинетов". Планируется разработать регламенты и форматы внутри- и межведомственного взаимодействия.

Возможно, будет централизованно вестись электронный бухучет в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги).

Планируется создать единый портал бюджетной системы России. На нем, в частности, будут размещаться сведения о прогнозных и фактических поступлениях бюджетных доходов, о финансовом состоянии публично-правовых образований, о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ.

Предполагается, что система заработает в полную силу к 2015 г.

Региональное законодательство

Постановление губернатора Забайкальского края от 4 июля 2011 г. N 19 "О размещении информации о деятельности губернатора Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети интернет".

Утвержден перечень информации о деятельности губернатора Забайкальского края, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети интернет. Это, например, общая информация о губернаторе, информация о нормотворческой деятельности губернатора.

Установлен электронный адрес официального сайта губернатора Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

Постановление КМ РТ от 19 июля 2011 г. N 570 "Об определении официального сайта в сети интернет и официальных печатных изданий".

Официальным сайтом республики Татарстан в сети интернет для размещения информации о Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества, решении об условиях приватизации государственного имущества, а также о продаже указанного имущества и об итогах его продажи определен сайт министерства земельных и имущественных отношений РТ портала правительства РТ по адресу www.mzio.tatarstan.ru. Официальными печатными изданиями для опубликования данной информации определены газеты "Республика Татарстан" и (или) "Ватаным Татарстан".

Постановление избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 июля 2011 г. N 6/31-5 "О мерах по обеспечению эффективного функционирования официального сайта Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, входящего в интернет-портал ГАС "Выборы".

Инструкция устанавливает порядок, объем и технологию выполнения работ в избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа при размещении информации о деятельности ИК ЯНАО и территориальных избирательных комиссий автономного округа, данных регионального фрагмента государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования интернет как в период проведения избирательных кампаний, кампаний референдумов различных уровней, так и в период между ними.

Размещение информации ИК ЯНАО осуществляется на официальном сайте ИК ЯНАО в сети Интернет по согласованию с председателем Избирательной комиссии ЯНАО.

Распоряжение правительства Москвы от 19 июля 2011 г. N 551-РП "О развитии автоматизированной информационной системы "Официальный портал мэра и правительства Москвы".

Информационная система "Правительственный портал города Москвы" переименована в автоматизированную информационную систему "Официальный портал мэра и правительства Москвы" (АИС "Официальный портал мэра и правительства Москвы").

Установлено, что АИС "Официальный портал мэра и правительства Москвы" является единственным официальным ресурсом в сети интернет, уполномоченным представлять информационные и аудиовизуальные материалы о деятельности мэра и правительства Москвы.

Постановление правительства Новосибирской области от 1 июля 2011 г. N 282-п "О совете при правительстве Новосибирской области по информатизации, телекоммуникациям и развитию информационного общества в Новосибирской области".

При правительстве Новосибирской области в целях решения вопросов развития информационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры, эффективного взаимодействия между собой органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций, создан совет по информатизации, телекоммуникациям и развитию информационного общества.

Основными задачами совета являются развитие экономики области, повышение качества социальной защиты населения, образования и медицинского обслуживания на основе использования информационных технологий и телекоммуникационного обслуживания, формирование комплексных мероприятий, планов и программ по обеспечению прав граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти области и на оказание государственных услуг в электронном виде.

Заседания совета проводятся не реже одного раза в 3 месяца, но по требованию не менее 1/3 членов совета или по назначению председателя могут проводиться и внеочередные заседания.

Решения совета носят рекомендательный характер

Закон Астраханской области от 15 июля 2011 г. N 39/2011-ОЗ "Об универсальной электронной карте".

Урегулированы отношения, связанные с организацией деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Астраханской области.

Предполагается, что универсальная электронная карта обеспечит авторизованный доступ пользователей к получению государственных, муниципальных и других услуг, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Универсальная электронная карта выдается на территории Астраханской области в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года по заявлениям граждан о выдаче универсальной электронной карты.

Выдача универсальной электронной карты гражданам осуществляется уполномоченной организацией бесплатно.

Универсальные электронные карты подлежат замене в случае истечения срока действия; волеизъявления пользователя; повреждения карты; необходимости подключения или обновления электронных приложений, которые нельзя подключить без замены карты; изменения визуальных (незащищенных) сведений.

Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Постановление правительства Оренбургской области от 4 июля 2011 г. N 550-п "Об использовании электронной подписи в системе электронного документооборота органов исполнительной власти Оренбургской области".

Установлен порядок работы с электронными документами и использования электронной подписи в органах исполнительной власти Оренбургской области. Оформление, порядок подготовки и согласования содержательной части электронного документа регламентируются документами организации и аналогичны порядку подготовки документов на бумажных носителях, за исключением того, что электронный документ на заключительном этапе согласования (визирования) заверяется электронной подписью пользователя удостоверяющего центра.

Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Постановление правительства Москвы от 15 июля 2011 г. N 315-ПП "Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в городе Москве".

Универсальная электронная карта (УЭК) обеспечивает авторизованный доступ пользователей к получению государственных, муниципальных и иных услуг. Для ее получения необходимо подать заявление. Оно может быть подано как непосредственно в пункт приема заявлений, так и посредством сети интернет.

Определены особенности приема заявлений от работников государственных учреждений, государственных унитарных предприятий города, а также работодателями и банками. Установлено, что прием заявления организуется поэтапно: экспериментальный прием, полномасштабный прием. Экспериментальный прием осуществляется по мере готовности пунктов приема к приему заявлений и включения их в реестр. Срок начала полномасштабного приема заявлений определяется правительством Москвы.

Утвержден перечень органов исполнительной власти, уполномоченных на исполнение отдельных функций по приему заявлений, осуществлению информационного взаимодействия и выдаче универсальных электронных карт.

Срок выпуска УЭК с даты приема заявления до даты извещения заявителя о выдаче УЭК на этапе полномасштабного приема не должен превышать 30 календарных дней.

Распоряжение правительства Новосибирской области от 1 июля 2011 г. N 284-рп "Об утверждении концепции и разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие государственных информационных систем, информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012-2016 годы".

В целях создания условий для применения гражданами и организациями на территории Новосибирской области информационных и телекоммуникационных технологий на основе формирования единого информационного пространства области разработана концепция долгосрочной целевой программы "Развитие государственных информационных систем, информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012-2016 годы".

Основными задачами программы являются внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в процессы взаимодействия общества и государства, формирование современной базовой инфраструктуры информационного общества.

Общая потребность в финансовых затратах на реализацию программы оценивается в пределах 6,7 млрд. рублей. Финансирование предусматривает привлечение средств из федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, а также средств частных инвесторов.

Приказ министра экономики правительства Московской области от 5 июля 2011 г. N 114 "Об утверждении Регламента по организации работ по созданию, развитию, учету и регистрации информационных систем министерства экономики Московской области".

Разработаны правила организации деятельности министерства экономики Московской области по реализации в части создания и развития информационных ресурсов (систем).

Охарактеризованы процесс и стадии создания ИС. Формирование требований к информационным системам, подготовка заявки на их создание производятся соответствующими структурными подразделениями министерства. При этом предложения по объему, укрупненной номенклатуре и прогнозируемой стоимости оборудования, программных продуктов, работ (услуг) по созданию, модернизации и сопровождению информационных систем на очередной финансовый год разрабатываются Отделом информационной безопасности и аппаратно-технологического сопровождения. Включение мероприятий по созданию ИС в прогноз ИС осуществляется на основании резолюции министра экономики.

Определен порядок разработки технического задания на создание ИС, формирования плана-графика, размещения заказа в названной сфере.

Урегулированы вопросы, связанные с введением информационной системы в действие, ее регистрацией.

Постановление администрации города Оренбурга от 5 июля 2011 г. N 4536-п "Об утверждении ведомственной целевой программы "Создание эффективной системы информационного обслуживания жителей города Оренбурга на 2011 год".

Программа направлена на создание эффективной системы информационного обслуживания жителей на уровне города в виде городской информационно-справочной службы, целями которой являются профессиональная обработка входящих обращений, поступающих в органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, управляющие компании и ТСЖ, аварийные службы; объективная оценка проблем в городском управлении, общественных настроений и тенденций, формирование на основе этой оценки базы для принятия управленческих решений; оперативная и доступная популяризация идей и решений городской власти; обеспечение эффективной исходящей связи для решения поставленных задач.

Показателем социально-экономической эффективности программы служит эффективность системы информационного обслуживания жителей Оренбурга, улучшение качества и результативности предоставления муниципальных услуг.

Общий объем финансирования программы за счет средств бюджета города составляет 3 млн 007 тыс 448,51 рублей.


  Рекомендовать страницу   Обсудить материал Написать редактору  
  Распечатать страницу
 
  Дата публикации: 15.08.2011  

ОБ АЛЬЯНСЕ | НАШИ УСЛУГИ | КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР | СТАНЬТЕ СПОНСОРАМИ SILICON TAIGA | ISDEF | КНИГИ И CD | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ | РОССИЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | НАНОТЕХНОЛОГИИ | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | АНАЛИТИКА | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ

Дизайн и поддержка: Silicon Taiga   Обратиться по техническим вопросам  
Rambler's Top100 Rambler's Top100