Куда исчезают ИТ-специалисты

ng
Елена Герасимова

В России создатут новую концепцию обучения информационным технологиям

Ректоры вузов обсудили задачи вузовского сообщества в сфере информационных технологий (ИТ). Речь шла об объединении потенциала и систематизации усилий государственных институтов, вузовских корпораций и отраслевых сообществ в направлении создания современной концепции ИТ-образования. Концентрация материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов на подготовке специалистов в области информационных технологий обеспечит необходимым кадровым потенциалом энергетику, ядерные, космические и медицинские технологии.

В концепции среди прочих приоритетных направлений в разделе «Формирование интегрированной системы ИТ-образования» ректоры предложили и несколько спорный момент - введение в систему дошкольного образования вводных образовательных компьютерных программ с игровыми модулями для подготовки к школьному этапу. Сторонники здорового воспитания школьников наверняка будут противиться столь раннему приобщению школьника к компьютеру. По крайней мере еще несколько лет назад по этому поводу разгорались нешуточные споры. Ректоры же уверены в необходимости этого элемента обучения. Кроме этого пункта концепция относит к приоритетным задачам: разработку стандартов ИТ-образования и построение устойчивых связей с ведущими мировыми корпорациями и университетскими центрами.

«Проблем в этой области скопилось немало, - начал заседание Совета РСР ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. - Дискуссия идет уже несколько лет. Существует противоречие между вузовским сообществом и обществом работодателей. Последние утверждают, что вузы готовят либо недостаточное количество студентов, либо готовят плохо». Задача, тут же уточнил ректор Садовничий, не в том, чтобы кого-нибудь в чем-то поучать, а в том, чтобы сблизить позиции обеих сторон.

Кластер вузов, уделяющих приоритетное внимание вопросам профподготовки, в принципе уже создан. Но одна любопытная цифра, приведенная на совещании руководителем компании «1С», настраивает на менее оптимистический лад: в вузы РФ на специальности, связанные с компьютерными технологиями, поступают 70 тыс. абитуриентов, а заканчивают… 29 тыс. студентов.

Кстати, общее число всех занятых в отрасли информационных технологий в РФ - 1,4% от всех работающих. В Великобритании - 4,7%, а в 2010 году будет 5%. В США в Силиконовой долине трудятся 370 тыс. человек. Всего занятых в ИТ-отрасли в США - около 3 млн. человек. США импортируют этих специалистов из Китая и Индии. По данным Госкомстата, в 2005 году в стране было 330 тыс. специалистов, в 2008 году - 370 тыс. Стране же нужно около 2-2,5 млн. человек. Ситуация складывается не в пользу РФ, и непременно встает вопрос - а что тогда делать?

Переходить на 100-процентный импорт технологий категорически нельзя. Это касается и процессоров, и операционных систем. Для образования же это означает то, что подготовка специалистов должна вестись самым широким фронтом и в лучших вузах страны. Пока из предложенных проектов самый крупный, поддержанный правительством, включает подготовку специалистов в 25 вузах, где набирается около 500 человек с одного курса. По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, это очень мало. Несмотря на учебу в разных вузах, все эти студенты будут заниматься по одной программе, требования к подготовке будут высокие, строгая проверка знаний будет ждать студентов не только на вводе в программу, но и на выходе.

Кстати, проблема стандартов в ИТ-образовании стоит особенно остро. Учат пока вразнобой. И еще одна проблема упирается в кадры. В вузах сегодня мало профессионалов, которые могут готовить квалифицированных специалистов. При этом не стоит еще и забывать, что те специалисты, которые не дают умереть отечественным высоким технологиям, работают практически за идею. Все удачно складывается исключительно у тех, кто работает на коммерцию.

Андрей Фурсенко, выступая на заседании РСР, заметил: «Сегодня есть опасения, что в целом требования к ИT-специалистам понизились. А единых требований на выпуске к ним нет». Ситуация, по мнению руководителя образования, тревожная. Уже очевидно, что потребностей страны в элитных специалистах вузы покрыть не могут. Если революционную ситуацию в стране могут создать 10-15% инакомыслящих, примерно то же самое количество лидеров-профи сможет дать и новое дыхание отрасли. Фурсенко предложил ректорскому сообществу продумать еще и идею профессионального экзамена - когда выпускников вузов проверяет на соответствие квалификации еще и общество профессионалов.

 


Страница сайта http://www.silicontaiga.ru
Оригинал находится по адресу http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=10862